Новый прожиточный минимум: что изменится в сфере социальных стандартов

Александр Радчукполитолог

В начале текущего месяца Верховная рада приняла за основу законопроект №3515 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно урегулирования вопросов формирования прожиточного минимума и создания предпосылок для его повышения», которым планируется изменить подход к формированию социальных стандартов в нашем государстве.

Прожиточный минимум является базовым государственным социальным стандартом ‒ по нему рассчитываются все социальные выплаты, гарантии, другие виды помощи. Сейчас прожиточный минимум вдвое меньше фактического, однако его искусственное поднятие приведет к росту зарплат и других социальных платежей, что пока не учтено в государственном бюджете.

Поэтому в Верховной раде предлагают привязать прожиточный минимум к процентной ставке от средней зарплаты в Украине за год, предшествующий формированию бюджета, а еще параллельно «отвязать» от уровня других выплат ‒ налогов, взносов, штрафов (более 180 социальных платежей).

Какими будут экономические последствия в изменении расчета прожиточного минимума?

С формулой или без?

На самом деле, в паре с прожиточным минимумом часто упоминается еще один достаточно «неоднородный» по всем своим признакам показатель ‒ «продуктовая корзина». В контексте расчета прожиточного минимума учитываются данные сразу трех «корзин» ‒ непосредственно продуктовой, непродуктовой и набора определенных услуг, которыми регулярно пользуется человек.

Интересно то, что «корзины» в различных государствах состоят из различных элементов. Не так давно потребительская корзина украинцев была расширена до 297 позиций, тогда как в странах Евросоюза и США их количество значительно больше. В Германии это ‒ 700 единиц, в США и Франции ‒ около 305, в Швейцарии ‒ 1 046. Еще одно принципиальное отличие украинской потребительской корзины от западных аналогов ‒ у нас ее стоимость определяется в абсолютных показателях. Тогда как в развитых странах потребительская корзина ‒ это фиксированный набор продуктов и услуг, которые потребляет покупатель.

В развитых странах подход к определению основных позиций потребительской корзины более чем серьезный. В ЕС и США, по сути, отсутствует само понятие «прожиточный минимум» ‒ его заменяют на средний уровень потребления. Именно от тщательного определения количества позиций в потребительской корзине и будет зависеть определение уровня бедности в стране и количество тех, кто будет получать социальную помощь от государства. Таким образом, достаточный прожиточный уровень в развитых странах составляет около 60% от средней зарплаты.

В Украине со всеми показателями сплошная путаница. В потребительской корзине украинцев недостаточно ни продуктов для полноценного питания, ни необходимых для нормальной жизни услуг, ни остальных товаров ежедневного потребления. Даже после существенного расширения ‒ в списке украинской «корзины» не хватает очень многих позиций.

Наконец, возвращаясь к вопросу определения формулы прожиточного минимума некоторые эксперты вообще советуют отказаться от таких подсчетов, ведь они, как правило, не отражают реального положения вещей. И сейчас, даже если изменить логику подсчетов и привязать прожиточный минимум к проценту от средней зарплаты ‒ все равно такая «шкала» не будет достаточно объективной, ведь существенно на уровень экономики в государстве не влияет. Поэтому даже если отказаться от понятия «прожиточного минимума» ‒ ни на каких существенных показателях в жизни граждан это не скажется.

Экономические последствия

Изменений в экономике от самого подхода в расчете «прожиточного минимума» следует ожидать только в том случае, если эффективно будет работать и расти бизнес, который увеличит и сам уровень средней зарплаты, и поступления в бюджет.

Для этого нужно, чтобы малый и средний бизнес динамично развивались, сокращался «теневой сектор» экономики, исправно работала банковская система и росли иностранные инвестиции в Украину. Конечно, перечисленные составляющие не обойдутся без результативной работы по преодолению коррупции, эффективной судебной системы, упрощения администрирования и уменьшения налоговой нагрузки для самого бизнеса.

Стоит также напомнить, что до сих пор нынешние социальные стандарты не учитывали реальный уровень ряда других важных показателей. Во-первых, уровень соотношения отечественной валюты к другим валютам. Во-вторых, уровень инфляции и реальной покупательной способности. В-третьих: постоянный рост всех тарифов, очередной этап которого ожидается уже этой осенью. В контексте последнего вопроса следует также ожидать изменений, ведь такая социальная скидка, как субсидия, также до недавнего времени была привязана к показателю прожиточного минимума.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО