Уже почти пять лет мэр Ивано-Франковска Руслан Марцинкив не может выполнить обещание объединить Северный и Южный бульвары. Этот проект разработали в 2006 году, но именно Марцинкив дал ему новый старт. Улица проектировалась как магистраль общегородского значения и должна обеспечить интенсивность движения в пределах 700-1000 единиц транспорта в час (по одной полосе), это разгрузит движение в центральной части города. Кроме того, объединение бульваров нужно для развития троллейбусного движения. Почему бульвары до сих пор не соединили и что конкретно обещает Марцинкив, разобралось «Слово и дело».
Десять лет план объединить Северный и Южный бульвары оставался только планом. В 2015 году стало известно, что бульвары все-таки соединят, а уже с 2017 года мэр Ивано-Франковска Руслан Марцинкив начал давать многочисленные обещания по этому поводу.
2017 год. Первое обещание Марцинкива и три препятствия на пути проекта
В марте 2017-го Руслан Марцинкив впервые пообещал объединить Северный и Южный бульвары, причем он был уверен, что сделать это удастся в том же году.
В начале апреля Управление капитального строительства горисполкома провело тендер на строительство дороги, победителем стал ООО «Ивано-ФранковскАвтоДор» с суммой 9 млн 278,3 тыс. грн. Проект действительно сдвинулся с «мертвой точки», но на пути к реализации было три препятствия – МАФ, «пьяный рынок» и несколько жилых домов, которые нужно было снести.
С МАФом разобрались довольно быстро, хотя у городской власти и его владельца были разногласия относительно суммы продажи: в горсовете МАФ оценили в 250 тыс. грн, а владелец требовал аж 2,5 млн грн. В конце концов МАФ демонтировали, через суд удалось договориться о цене в 245 тыс. грн.
Участок и жилой дом на улице Пашницкого, 37 городской совет принял решение выкупить за 1 млн 518 тыс. грн, а на Пашницкого, 39 – за 1 млн. Кроме того, две квартиры на улице Солнечной, 54 решили выкупить за 330,1 тыс. грн и 381,5 тыс. грн, одну квартиру на Солнечной, 51А – за 830,6 тыс. грн.
Осталась еще одна «проблемная» квартира на улице Солнечной, 51 А, с ее жителями никак не удавалось договориться о цене. «Люди хотят целый жилой дом в радиусе 500 м от того, что есть. И принесли оценочную стоимость в 300 тыс. евро. Мы с ними в судах – дело во Львовском апелляционном суде. Но хочется каким-то образом договориться, потому что суды отнимают время», – рассказал Марцинкив.
Кроме того, в 2017-м возникли некоторые проблемы с подрядчиками. В мае Марцинкив сообщил, что процесс объединения бульваров приостановлен из-за обжалования результатов тендера в Антимонопольном комитете: «Мы ожидаем какой будет результат на жалобу, от этого зависит темп работы. Как только мы подпишем соглашение, проплатим аванс – это позволит нам проводить работы. Подготовительные работы мы все выполнили, осталось только работы на 150 метров, снести некоторые объекты недвижимости, и мы сможем сделать дорогу. Есть политическая воля, но есть трудности в нашем законодательстве, предприятие подало жалобу в Антимонопольный комитет, соответственно работа оттягивается. Я ожидаю, что в этом году все будет хорошо и это будет сделано».
Но «хорошо» не получилось. В декабре мэр признал, что проект не удалось реализовать, на это влияли «как объективные, так и субъективные причины».
2018 год. Объединение бульваров снова перенесли
В декабре 2017-го Руслан Марцинкив заявил, что начальники управлений уйдут в отставку, если в течение года не пробьют Северный и Южный бульвар. И это обещание тоже выполнить не удалось.
В течение года в Ивано-Франковске начали асфальтирование нижнего слоя дороги, которая свяжет два бульвара. Также заасфальтировали участок от улицы Бельведерской к рынку, проложили бордюрную линию. Кроме того, снесли так называемый «пьяный базар» – продавцам предложили другие места для торговли.
Но работы по объединению Северного и Южного бульвара не завершились, их окончание перенесли на 2019 год. В то же время начальники управлений свои должности не оставили.
2019 год. Стоимость проекта выросла почти в пять раз
В январе 2019-го в Управлении капитального строительства заверили, что вся документация на строительство готова и работы по объединению бульваров будут завершены в этом году.
В апреле Марцинкив заявил, что объединение бульваров затянулось из-за смены проекта – предыдущий уже устарел. «Мы учли и ширину дороги, и велодорожки, тротуары, поэтому мы доработали проект и переобъявили тендер», – рассказал мэр города.
Пока шел тендер Марцинкив снова пообещал закончить объединение бульваров в текущем году. Результаты тендера стали известны в августе: победителем снова стала компания «Ивано-ФранковскАвтоДор», которая предложила сумму 46 млн 440 тыс. грн. Таким образом, за время, прошедшее от заключения первого договора подряда, стоимость работ выросла почти в пять раз – с 10 млн до 46,4 млн.
Будет построен участок дороги длинной в 400 метров, также высадят деревья, обустроят тротуары, автобусные остановки и другую инфраструктуру. Но при этом сроки окончания работ перенесли на июнь 2020 года. И на тот момент все еще мешала одна невыкупленная квартира на улице Солнечной.
В октябре Марцинкив сообщил о том, что идут подготовительные работы – разбирают сооружения между Северным и Южным бульварами. И, учитывая, что в 2019 году закончить объединение бульваров не удалось, мэр Ивано-Франковская провалил очередное обещание.
2020 год. Последнюю преграду для объединения бульваров устранили
В январе прошлого года мэр Ивано-Франковска дал очередное обещание о завершении работ: «Работаем над тем, чтобы договориться, и чтобы объединение стало реальностью уже в этом году. Я приложу все усилия, чтобы в этом году, где-то может в сентябре месяце, пустить транспорт по этой улице».
В дело, ожидаемо, вмешался карантин из-за COVID-19: в марте Марцинкив заявил, что работы приостановлены, но их все равно планируют закончить в 2020-м.
В июле, наконец, удалось договориться с владельцами последней квартиры на улице Солнечной, 51. «Я подписал договор купли-продажи того дома, который не позволял нам сделать четыре полосы между Северным и Южным бульварами. Всех франковцев поздравляю с этой небольшой победой. Надеюсь, подрядная организация сделает все, чтобы в этом году машины поехали по бульварам», – рассказал мэр.
Выкупить жилье удалось за 1,6 млн грн. Договор купли-продажи был подписан 21 июля. В августе дом начали сносить.
А в сентябре в Управлении капитального строительства заявили, что работы не удастся завершить в этом году – слишком много нужно сделать, а ситуация с финансированием нестабильная._ «Тротуары, велодорожки ... У нас на сегодня на выполнение есть 8 миллионов 800 тысяч из необходимых 46 миллионов. Там еще очень много работы есть, поэтому в этом году нереально сделать. Тем более с финансированием не очень хорошая ситуация»_, – сказал начальник управления Роман Галипчак.
Таким образом, сроки окончания работ снова перенесли, а Марцинкив снова провалил обещание.
2021 год. Северный и Южный бульвары должны объединить до июня
В этом году Руслан Марцинкив уже успел не выполнить обещание запустить автомобильный транспорт через объединенные бульвары до 1 мая. «Относительно Северного и Южного бульваров, то немножко затянулись работы. Мы нижний слой весь постелили. Что мы планируем – ко Дню города запустить полностью транспорт и до конца года запустить троллейбусную линию. Мы планируем, что до конца года будет запущен там троллейбус, само движение транспорта должен быть запущено до 1 мая. Тротуары будем дорабатывать по ходу», – говорил мэр Ивано-Франковска.
Но по состоянию на 14 мая работы по соединению Северного и Южного бульваров продолжались – шла укладка нижнего слоя асфальтобетона. И теперь Марцинкив назвал новый срок готовности работ – до 1 июня.
По состоянию на 20-е числа мая на бульварах продолжается асфальтирование проезжей части. У мэра Ивано-Франковска остается ровно неделя, чтобы выполнить обещание.
Напомним, ранее мы писали, как развивалась история строительства мусороперерабатывающего завода во Львове и что обещал мэр Андрей Садовый.
Также «Слово и дело» изучило, с чего началась и как развивалась идея построить Диснейленд в Киеве.
Кроме того, мы писали о «новейшей» истории метро на Троещину – времен мэра Виталия Кличко.
Александра Худякова, Ирина Левицкая, специально для «Слово и дело»