Стратегия деоккупации Крыма: как Украина будет возвращать полуостров

После 7 лет под российским флагом Крым немного выпал из международной повестки дня. О полуострове вспоминают в контексте продления санкций и в пафосных заявлениях о непризнании аннексии. Шаги украинской власти, направленные на возвращение Крыма, до сих пор были довольно хаотичными – комплексного подхода к этой проблеме не выработали. Вчера президент Владимир Зеленский утвердил Стратегию деоккупации и реинтеграции Крыма, по которой власть и намерена действовать.

Обещания создать такую стратегию впервые прозвучали довольно давно – еще от пятого президента Петра Порошенко. Летом 2015 года Порошенко обещал в ближайшее время представить стратегию возвращения Крыма. Как оказалось позже, она существовала, но документ был засекречен. Поскольку мы так и не узнали, что он предусматривал, обещание не выполнено.

Владимир Зеленский тоже не раз обещал и вернуть Крым в международную повестку, и работать над возвращением полуострова. Конечно, выполнить это без какого-то целостного плана невозможно.

Вице-премьер-министр Алексей Резников, согласно программе действий Кабмина, тоже должен обеспечить восстановление территориальной целостности Украины путем реинтеграции Крыма.

И вот, наконец, первый шаг к выполнению этих обещаний. Как рассказал секретарь СНБО Алексей Данилов, стратегию по Крыму разрабатывали целый год с участием почти всех министерств и ведомств страны, а также двух комитетов Верховной рады.

Интересно, что стратегия состоит из двух частей. Одна из них – самая интересная, касается военной составляющей – полностью закрыта. Вторую часть 24 марта опубликовали на сайте президента.

Кстати, еще две недели назад, когда СНБО только утвердил стратегию и не был обнародован ее текст, в России уже возмутились самим фактом существования документа. «Все усилия Киева по возвращению Крыма являются нелегитимными и не могут восприниматься иначе, как угроза агрессии в отношении двух субъектов Российской Федерации. Еще раз напоминаем, что будем рассматривать участие любых стран и организаций в таких действиях, включая инициативу «Крымская платформа», как недружественный в отношении России шаг, как прямое посягательство на ее территориальную целостность», – заявила представитель МИД РФ Мария Захарова.

Стратегия деоккупации Крыма: цели, принципы и ожидаемые результаты

Отметим сразу, что в документе нет никаких конкретных сроков или дат. В конце сказано, что Кабинет министров должен разработать и утвердить план мероприятий по реализации стратегии. Возможно, в нем мы увидим какую-то конкретику по срокам.

Стратегия разделена на преамбулу, главные принципы, ожидаемые результаты, а также приоритетные направления – защита прав и свобод человека, правовая защита граждан Украины и юридических лиц, экономическая политика, социальная и гуманитарная политика, информационная политика, экологическая политика, укрепление национальной стойкости, международное сотрудничество, оборонная политика.

В начале стратегии говорится, что, оккупировав Крым, Россия создала первый в Европе после Второй мировой войны прецедент попытки аннексии части территории одного государства другим. Теперь же на полуострове Россия проводит активную политику милитаризации, создает военно-стратегический плацдарм распространения зоны вооруженного конфликта с полуострова на Средиземноморский регион, Ближний Восток и Африку.

«В случае размещения на территории Крымского полуострова тактического ядерного оружия и средств его доставки Российская Федерация разрушает международный режим нераспространения оружия массового поражения, превращает временно оккупированную территорию Автономной Республики Крым и города Севастополя на потенциальную военную мишень, ставит под угрозу безопасность и жизнь граждан Украины», – отмечается в документе.

Кроме того, Россия систематически нарушает в Крыму права человека и, в частности, коренных народов, блокирует доступ к украинским информационным ресурсам, незаконно завладевает имуществом.

В стратегии говорится, что «Крым – это Украина», а также, что:

  • Украина не признает результатов «выборов» и «референдумов» в Крыму;

  • оставляет за собой право применения всех предусмотренных международным правом и национальным законодательством средств защиты прав и свобод человека, национальных интересов, восстановление территориальной целостности;

  • признает недействительными любые сделки, совершенные физическими и юридическими лицами с нарушением требований законодательства Украины;

  • не признает принудительное или автоматическое получение гражданами Украины российского гражданства;

  • формирует доказательную базу в отношении международных преступлений.

С ожидаемыми результатами реализации стратегии, в принципе, все понятно: восстановить территориальную целостность Украины, восстановить развитие экономики, социальной и гуманитарной сфер Крыма, восстановить обеспечение прав крымских татар и других коренных народов.

Защита прав и свобод человека

Одним из приоритетных заданий политики в отношении оккупированной территории Украина считает мероприятия по защите прав и интересов граждан Украины и иностранцев, которые там находятся.

В стратегии отмечается, что Украина фиксирует все факты нарушений Россией прав, свобод и интересов граждан и предоставляет им соответствующую оценку. Также Украина мониторит решения России и «властей» Крыма, которые нарушают права человека.

Отдельно Украина настаивает на освобождении всех заложников и незаконно удерживаемых лиц, которые находятся на временной оккупированной территории или в России.

Правовая защита граждан Украины и юрлиц

В стратегии говорится, что Украина вводит программу подготовки кадров для обеспечения процесса деоккупации и реинтеграции, управления деоккупированной территорией.

Ранее о таком мы уже слышали: Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий разработало законопроект «О государственной политике переходного периода», одним из его пунктов было формирование кадрового резерва госслужащих и полицейских для работы на территориях после их деоккупации. Подробнее об этом проекте можно прочитать здесь.

В стратегии переходное правосудие тоже упоминается: Украина определяет его основы, в частности, внедрение механизмов возмещения ущерба в связи с российской агрессией, временной оккупацией территории, привлечение виновных в уголовных правонарушениях за преступления против мира, безопасности человечества и международного правопорядка к ответственности.

Украина также дает правовую оценку действиям или бездействию государственных органов, органов местного самоуправления, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, нарушивших присягу в ходе аннексии Крыма.

Кроме того, украинские власти используют международно-правовые механизмы для защиты имущественных прав и интересов государства, его граждан и юридических лиц, принимают все законные меры для возврата имущества.

Возле административной границы с Крымом Украина может обеспечить его население административными услугами.

Экономическая политика

Здесь упоминаются санкции, которые Украина применяет за незаконную деятельность на территории Крыма. Кроме того, Украина будет и дальше настаивать на продлении международных санкций, связанных с аннексией Крыма.

Будет создан реестр причиненного вреда Украине, ее гражданам и юридическим лицам в связи с российской агрессией и оккупацией территории. Также Украина:

  • с участием международных аудиторских компаний, экспертов определяет и подтверждает убытки, нанесенные государству и гражданам;

  • принимает меры, чтобы противодействовать России в ведении геологической разведки недр в Крыму, в том числе на прилегающем участке континентального шельфа Украины;

  • постоянно мониторит факты противоправного завладения, пользования и распоряжения Россией имущества, в том числе земельными участками; формирует доказательную базу, чтобы защитить права в судебном порядке;

  • формирует перспективную политику и модель экономического развития регионов после деоккупации.

Социальная и гуманитарная политика

Украина упрощает доступ в учреждения образования крымчан. Напомним, что в 2020 году Украина разрешила жителям оккупированных территорий подавать документы в вузы без сдачи ВНО. В целом упрощенная процедура поступления абитуриентов с неподконтрольных территорий работает с 2016 года.

Также Украина принимает дополнительные меры в сфере социального обеспечения граждан Украины, проживающих на временно оккупированной территории, создает необходимые условия для получения гуманитарной помощи. Власти способствуют привлечению спортсменов из Крыма к участию в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях.

В стратегии сказано, что Украина формирует реестр культурных ценностей и музейных коллекций Украины в Крыму и реестр утраченных культурных ценностей.

«Украина способствует сохранению этнической и религиозной самобытности граждан Украины, проживающих на временно оккупированной территории, создает условия, в частности институциональные, для развития культуры крымскотатарского и других коренных народов, национальных меньшинств», – отмечается в стратегии.

Экологическая политика

В Крыму сейчас главная экологическая проблема – недостаток пресной воды. Украина в 2014 году прекратила поставлять воду через Южно-Крымский канал. Сейчас на полуострове пересыхают озера и водохранилища, жители получают воду по графику. Но до освобождения Крыма воды не будет – Украина создает условия для восстановления водоснабжения после деоккупации.

Создается еще один реестр – причиненного Россией вреда, который привел к загрязнению и другому негативному влиянию на окружающую среду. Украина будет через международные суды решать вопрос о возмещении ущерба.

Помимо этого, Украина мониторит состояние земли, недр, воздуха, лесов, морской среды, континентального шельфа и других охраняемых природных объектов.

Информационная политика

Украина намерена создать постоянно действующие каналы информирования своих граждан, которые живут на оккупированной территории. Также власти принимают все меры, чтобы они имели доступ к полной, объективной и оперативной информации о ситуации в Украине.

Кроме того, в стратегии говорится о поддержке СМИ, которые из Крыма переместились на материковую Украину, и восстановлении радиовещания на средних волнах.

Укрепление национальной стойкости

Украина проводит реформу децентрализации и разрабатывает план работы органов власти Крыма после освобождения территории.

«Украина обеспечивает специальную подготовку Вооруженных сил Украины и других предусмотренных законом Украины военных формирований, правоохранительных органов для выполнения возложенных на них задач с учетом особенностей процессов деоккупации и реинтеграции, а также с использованием опыта граждан Украины, которые принимали участие в международных операциях по поддержанию мира и безопасности», – говорится в стратегии.

Еще интересный пункт: Украина способствует научному процессу по вопросам исследования постконфликтного урегулирования, реинтеграции, внутренней и внешней политики России.

Международное сотрудничество

Первым пунктом здесь идет, конечно, создание Крымской платформы – переговорной площадки для координации действий Украины и международных партнеров по деоккупации Крыма. Первый саммит состоится 23 августа 2021 года (раньше его планировали на май, но перенесли).

О целях Крымской платформы ранее рассказывал министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба: «Первое – это вернуть Крым в топ перечень вопросов международной повестки дня. И эта задача уже успешно решается, потому что о Крыме снова начали говорить на самом высоком уровне. Вторая задача – это систематизировать все усилия – от политических заявлений до санкционных решений, и иметь механизм, который позволит убирать любые пробелы в этом системном режиме давления на государство-агрессора. Крымская платформа объединит правительства и парламенты других государств, международных экспертов, международные общественные объединения вокруг общей цели – деоккупации Крыма».

Свое согласие на участие в саммите дали США, Канада, Турция, Великобритания, Словакия и Молдова. Россия назвала Крымскую платформу «нелегитимной».

Кроме того, в стратегии говорится, что Украина применяет международные механизмы по безопасности, чтобы давить на Россию; применяет персональные санкции и использует международные судебные инструменты, чтобы минимизировать негативное влияние оккупации на Крым.

Оборонная политика

Напомним, что военная часть стратегии засекречена. В этом пункте говорится лишь о том, что Украина обеспечивает реформирование и развитие сектора безопасности и обороны.

А также в соответствии со статьей 51 Устава ООН оставляет за собой право применения всех предусмотренных международным правом и законодательством Украины средств защиты прав и свобод человека, независимости, суверенитета, территориальной целостности.

Отметим, в статье 51 устава говорится, что он не затрагивает право на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на члена организации, до тех пор, пока Совет безопасности не предпримет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности.

Напомним, «Слово и дело» ранее писало, какие санкции Украина вводила после оккупации Крыма.

Александра Худякова, специально для «Слово и дело»

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО