Главе МОЗ грозит отставка в случае срыва вакцинации: как Степанов выполнял обещания

Над министром здравоохранения сгущаются тучи: отсрочка начала вакцинации украинцев от коронавируса грозит обернуться для Максима Степанова отставкой. Изначально министр «днем Х» называл 15 февраля, но начать процесс помешали «проблемы с логистикой и бюрократические процедуры». Теперь в МОЗ вместо новой даты говорят «в ближайшие дни». В «Слуге народа» не скрывают, что рассмотрят увольнение Степанова, если тот не обеспечит старт вакцинации в феврале. Таким образом, у него есть неделя, чтобы показать результат. Пока «Слово и дело» предлагает посмотреть, какая у главы МОЗ ситуация с выполнением обещаний.

Максим Степанов был назначен министром здравоохранения 30 марта 2020 года, на должности он сменил Илью Емца. Как глава МОЗ Степанов пока выполнил 22 обещания (15%), провалил – 24, в процессе реализации сейчас – 96.

Увеличение количества ПЦР-тестов и закупка КТ: какие обещания провалил Степанов

Отдельный блок невыполненных обещаний министра связан с распространением коронавируса в Украине.

Три раза Максим Степанов обещал увеличить количество ПЦР-тестов: в ноябре – до 50 тысяч в сутки, в декабре – до 75 тысяч, «до конца года» – до 100 тысяч. Но к обещанным цифрам Украина не приблизилась, рекорд был около 48 тысяч в начале декабря. В конце года в министерстве и вовсе заявили, что украинцы стали меньше обращаться в лаборатории, а значит и тестов делают меньше.

Также несколько раз министр давал обещания относительно количества коек с подключением к кислороду. До середины ноября Степанов обещал увеличить их количество до 26 тысяч, с начала декабря – до 40 тысяч. Оба обещания не выполнены.

Отдельно глава МОЗ говорил, что в декабре будут подсоединены к кислороду 80% коек медучреждений. Но фактически получилось – 75%.

В апреле Степанов сообщил, что министерство планирует закупить около 840 аппаратов искусственной вентиляции легких. В октябре в интервью «Слово и дело» министр заявил, что в таком большом количестве аппаратов ИВЛ Украина не нуждается. ГП «Медицинские закупки» приобрело 200 аппаратов ИВЛ, в целом в стране было задействовано только 10% аппаратов. «Аппараты искусственной вентиляции легких во всех странах мира были дефицитом. Страны запрещали свой экспорт, потому что просто не знали, каким образом лечить, какие схемы лечения, какие лекарственные средства применять. Сейчас, конечно, этот процесс уже налажен, и мы уже не нуждаемся в таком большом количестве аппаратов искусственной вентиляции легких для пациентов с COVID-19», – рассказал он.

Кроме того, у Степанова не сложилось с обещаниями по закупке компьютерных томографов. В июле он обещал, что районные и городские больницы в 2020-м получат 210 новых КТ. В октябре, опять же в интервью «Слово и дело», глава МОЗ заявил, что никогда не говорил о закупке 210 томографов (хотя несколько источников говорят об обратном). По его словам, планируется закупить 161 КТ, но и это обещание он не выполнил: в декабре в МОЗ отчитались, что до конца 2020 года поставят только 49 томографов.

«Просрочил» министр обещание направить 11 млрд грн на повышение зарплат медиков с июля 2020 года. Кабинет министров только 15 июля поддержал выделение средств, повышение заработных плат произошло с сентября. Из-за этого провалено еще одно обещание – инициировать изменения в бюджет, чтобы зарплаты медиков выросли на 50%, начиная с середины 2020-го.

В августе прошлого года Степанов планировал запустить электронные больничные в тестовом режиме. Но сроки оказались слишком оптимистичными. В декабре в МОЗ сообщили «Слово и дело», что система электронных больничных не функционирует, но над ее запуском работают.

Несмотря на свое обещание, до 2021-го Степанов не инициировал изменения в законодательство по развитию добровольного медицинского страхования. Ни от Кабмина, ни от депутатов в октябре-декабре таких законопроектов не было.

Также глава МОЗ не выполнил обещание о том, что в 2020 году не будет дефицита лекарств, которые закупает государство. В конце года директор ГП «Медицинские закупки Украины» Арсен Жумадилов публично в рамках своей компетенции признал, что дефицит существует: «Уже можно констатировать, что не удалось полностью реализовать эти стремления и воплотить их в конкретное расширение доступа пациентов к лекарствам. По некоторым лекарственным средствам сейчас действительно есть дефицит. В частности, наши сограждане очень ждут некоторые инновационные лекарственные средства, которые впервые были включены в номенклатуру. Именно их сейчас в Украине еще нет, несмотря на то, что средства в достаточном объеме были заложены и процедуры состоялись».

Что удалось сделать главе МОЗ

По количеству ПЦР-тестов на коронавирус Степанов все же выполнил несколько обещаний, хотя и не очень масштабных. Сначала министр обещал довести количество тестирований до 8-10 тысяч в сутки, потом до 20 тысяч в сутки. К середине сентября, как и говорил Степанов, количество тестов выросло в два раза от показателей середины июля.

Кроме того, Степанов выполнил обещание ввести новый метод тестирования на коронавирус – тест на антиген.

В ноябре министр пообещал подписать технические документы на получение вакцины от коронавируса, 4 декабря документы были подписаны в рамках инициативы COVAX. В Министерстве здравоохранения рассчитывают, что вакцину будут поставлять в конце первого – начале второго квартала 2021 года.

Реализовано программное обещание обеспечить кризисную коммуникацию с населением по соблюдению карантина и преодолению эпидемии. После того, как в Украине начал распространяться COVID-19, глава МОЗ и его заместители ежедневно проводили брифинги, на сайте ведомства публиковалась статистическая и аналитическая информация об эпидемии, рекомендации для учебных и других заведений. Коммуникация не была идеальной, но правительство разъясняло вопросы по карантину.

Как и обещал Степанов, препарат «Гидроксихлорохин» (другое название «Плаквенил») включили в программу «Доступные лекарства». Его можно получить исключительно по электронным рецептам.

Несколько месяцев ушло у министра на обещание создать структуру для выработки решений по совершенствованию медицинского образования, в которую будут входить руководители профильных вузов. Совет ректоров медицинских учебных заведений создали при МОЗ в августе. В ходе первого заседания участники обсудили вопрос внесения изменений в законодательство, нормативно-правовые документы, акты Кабинета министров и приказы Минздрава.

Вакцинация от COVID-19 и трансплантация: какие обещания должен выполнить министр

От выполнения обещания начать вакцинацию населения от коронавируса в феврале, скорее всего, зависит судьба Степанова как министра здравоохранения. Плюс он обещал ввести паспорта вакцинации для украинцев.

Кроме того, Степанов заверил, что российскую вакцину от коронавируса регистрировать в Украине не будут.

Глава МОЗ обещал ликвидировать в Украине очереди на трансплантацию, конкретных сроков он не назвал. На этот год министр обещал минимум 250 трансплантаций, включая первую в стране трансплантацию легких: «В 2021 году в Украине состоится минимум 250 трансплантаций. Это вдвое больше, чем в прошлом году. Планируем все трансплантации печени и почек, в которых нуждаются наши граждане, провести в Украине. Также в этом году у нас будет впервые сделана трансплантация легких. Это вызовы, с которыми, я уверен, наши специалисты справятся».

До 2024 года, заверил Степанов, будет обеспечена «трансплантационная независимость», это касается, в частности, костного мозга.

На 2021-й у главы МОЗ есть вполне конкретные обещания относительно повышения зарплат медицинским работникам: диспетчерам до 12-13 тысяч гривен, врачам – до 20-22 тысяч гривен, среднему медицинскому персоналу – до 15-16 тысяч гривен, водителям – до 10-12 тысяч гривен.

Напомним, все обещания Максима Степанова можно посмотреть в его профиле на нашем сайте.

Александра Худякова, специально для «Слово и дело»

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО