Заколдованный Минск: долгая дорога к миру

Денис Поповичжурналист

Сегодня, 12 февраля, исполняется шесть лет с момента подписания так называемых вторых Минских соглашений, которые до сих пор являются основной международно признанной «дорожной картой» урегулирования военного конфликта на Донбассе. За это время Минские соглашения не были выполнены ни в одном из пунктов. И существует очень мало надежд, что это когда-либо произойдет. Об этом свидетельствуют и последние события на фронте – очередное перемирие, длившееся более полугода, сорвано, на передовой снова гибнут украинские бойцы.

Комплекс мер по выполнению Минских соглашений имеет целью мирное урегулирование конфликта на Донбассе. Он был согласован 11-12 февраля 2015 года главами стран-участниц «нормандской четверки» – Украины, России, Франции и Германии. Работа над документом велась на фоне тяжелых боев на Донбассе, в ходе которых российские наемники и регулярные части ВС РФ наступали на позиции украинских войск.

Минские соглашения вступали в силу 15 февраля 2015 года, однако пророссийские боевики с ходу нарушили их, начав в этот день, при поддержке российских войск, наступление на Дебальцевский плацдарм. Упорные бои завершились отступлением украинских войск из Дебальцево. Этот населенный пункт до сих пор контролируется террористами незаконной «ДНР», хотя согласно Минскому протоколу, он должен был отойти под контроль украинской стороны.

Будучи нарушенными с первых же секунд, Минские соглашения толком не выполнялись на протяжении всех шести лет. Не удалось имплементировать даже самый первый пункт, касающийся полного и всеобъемлющего прекращения огня – обстрелы и обострения разной степени интенсивности продолжаются до сих пор. И хотя сторонам в эти годы время от времени удавалось договориться о краткосрочных перемириях – существенного продвижения к миру нет: «режим тишины» всякий раз нарушался.

Главная проблема Минских соглашений заключается в том, что они содержат ряд противоречий, мешающих их успешному выполнению. Во-первых, существует разное понимание статуса сторон конфликта. Международные партнеры и сама Украина считают Россию агрессором, который несет ответственность за развязывание боевых действий на Донбассе. Россия же позиционирует себя как посредника в переговорах между Киевом и незаконными «ЛНР» и «ДНР». Это первое противоречие, блокирующее переговорный процесс: не к лицу президенту Украины вступать в переговоры с главарями террористов, марионетками Кремля.

Вторая, и самая важная, проблема заключается в содержании самого документа. Минские соглашения предусматривают восстановление полного контроля над государственной границей в зоне конфликта лишь после завершения политического урегулирования. В свою очередь, оно предполагает проведение местных выборов и принятие конституционных изменений, предоставляющих ОРДЛО статус широкой автономии в составе Украины. И хотя согласно Минску выборы должны пройти по украинскому законодательству, непонятно, как этого добиться до того, как граница с Россией не будет перекрыта. В результате в Киеве опасаются, что по итогам выборов власть на оккупированных территориях легально возьмут вчерашние сепаратисты, которые, пользуясь правами широкой автономии, смогут навязывать Киеву российскую политическую повестку.

Таким образом, если Минские соглашения будут выполнены, то Донбасс де-юре вернется в состав Украины, но де-факто будет находиться под контролем РФ. Такой итог войны вряд ли можно считать удовлетворительным для Киева. Поэтому в Украине предлагают модернизировать или вообще пересмотреть документ. Москва на эти предложения не идет и не пойдет. Ее устраивает либо выполнение Минска в действующей редакции, либо существующая ситуация замороженного конфликта.

Пообещав избирателям завершить войну на Донбассе, президент Владимир Зеленский не предложил собственных планов и необдуманно решил выполнять именно Минские соглашения. Это означало игру по российским правилам и не могло быть принято украинским обществом. А попытка модернизировать документ означало продолжение войны и провал важнейшего предвыборного обещания.

Не имея возможности двигаться вперед, украинская сторона решила двигаться поперек, настаивая на обмене пленными и договариваясь о новых перемириях. Последнее длится с июля и получилось достаточно продолжительным. Но поскольку базовые противоречия Минских соглашений не разрешены, то оно закончилось – новой стрельбой и гибелью украинских военнослужащих. Только по итогам последних суток, 11 февраля, в результате обстрелов противника, украинская армия потеряла двух человек. О том, что перемирие сорвано – признал глава украинской делегации в ТКГ Леонид Кравчук.

Нас снова ждет обострение на линии разграничения, а потом может быть новое перемирие. Но вырваться из этого заколдованного круга, пока президентом РФ является Владимир Путин, либо пока в России будет реализовываться его политика, вряд ли возможно.

Денис Попович, специально для «Слово и дело».

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО