Законопроект против «языковых» штрафов: кому выгодна отмена нормы

Василий Яблонскийполитолог

В Верховной раде зарегистрировали законопроект, которым предлагается внести изменения в «языковой» закон. Нардепы от «Слуги народа» хотят отменить норму о штрафах для сферы услуг, если она не перейдет на украинский с 16 января. Законопроект №4528 появился на сайте ВР 21 декабря. В комментарии «Слово и дело» политолог Василий Яблонский отметил, что «языковые» штрафы будут гарантией выполнения закона, а попытка их отменить ‒ намерение мобилизовать электорат.

«В Украине есть «пятая колонна», которая любым способом пытается нивелировать достижения в языковой сфере. Попытка отменить штрафы ‒ это именно об этом. По крайней мере, это попытка нивелировать то, что обеспечит соблюдение законодательства», ‒ сказал Яблонский.

Эксперт отметил, что отсрочка действия закона о функционировании украинского языка в публичном пространстве еще в прошлом году должна была стать тем переходным периодом подготовки сферы услуг к изменениям.

«Готова ли сфера услуг? Очевидно, что специальный срок именно для этого и был введен. Но если действие закона постоянно передвигать и поддаваться этим всем прихотям, то, очевидно, сдвигов в этой сфере никогда не произойдет. Поэтому это ничто иное, как попытка откатить реформу любой ценой. Мы должны понимать, что это все делается в угоду России и пророссийских партий, этот момент будут использовать», ‒ добавил он.

Эксперт пояснил, что языковой вопрос в этой ситуации используется для того, чтобы мобилизовать антиукраинской электорат.

«В любом случае, есть люди, которым проще избегать этой темы и которым проще оставить все, как есть. Очевидно, что эта ситуация будет использована определенными политическими группами или силами. Поэтому таким образом будут мобилизовать определенную категорию электората», ‒ сказал политолог.

Напомним, закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» («языковой» закон) был принят в конце каденции пятого президента Петра Порошенко.

Он вступил в силу 16 июля 2019 года, однако некоторые его нормы, включая обязательное обслуживание клиентов на украинском языке, начали действовать не сразу.

На днях уполномоченный по защите государственного языка Тарас Креминь в Facebook подтвердил, что с 16 января 2021-го вся сфера обслуживания должна перейти на украинский язык при общении с клиентами и посетителями (исключение ‒ если клиенты сами попросят обращаться к ним на другом языке).

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО