Начиная с 2019-го года гражданская активность украинцев существенно снизилась. Этому способствовали ряд факторов — прежде всего, украинцам удалось «выпустить пар» во время президентских и досрочных парламентских выборов 2019-го года, кроме того, снижению активности способствовала ситуация с пандемией коронавируса.
Политологи определяют период смены власти в 2019 году как «электоральный Майдан». И по такой логике, увидев как можно реально менять власть и влиять на процессы принятия решений, украинцы должны были активнее «включаться» в политические процессы. Однако местные выборы-2020 показали несколько иную тенденцию.
Во-первых, рекордно низкая явка. 25 октября на выборы пришли 36,88% всех избирателей, а уже на второй тур выборов мэров городов явка составила еще меньшую цифру — около 24%. На эти показатели существенно повлиял фактор пандемии коронавируса и опасность заразиться, однако согласно опросу социологической группы «Рейтинг» о причинах низкого уровня посещения выборов, 14% опрошенных не знали, за кого голосовать, а еще 12% — выборы вообще не интересовали.
Украинцы постепенно теряют веру в возможности не только демократических институтов выборов, но и своего права на протест. Ведь все чаще можно услышать мнение о том, что очередная акция протеста, забастовки или даже революция вряд ли коренным образом изменят ситуацию к лучшему в Украине.
О чем свидетельствуют такие настроения — речь идет о разочаровании, или наоборот — о «взрослении» украинского общества?
В тисках равнодушия
Существенно падает уровень протестного потенциала украинцев. Год назад протестные настроения среди наших сограждан уже были на одном из самых низких уровней: лишь 17 процентов респондентов, по опросам социологов, были готовы принять участие в митингах.
Исследователи указывают на то, что протестные настроения в Украине постепенно снижаются.
Почему так? Причин много. Во-первых, усталость от безрезультативности протестов, которые не улучшились качества жизни украинцев, ничего не изменили в общественной и политической модели государства. Во-вторых, сложная эпидемиологическая ситуация и карантинные ограничения, которые поставили многих украинцев в состояние выживания.
Кроме того, в 2019 году произошла полная смена политических элит, а потому украинцы не спешили протестовать, давая новой власти шанс или улучшить их условия жизни и провести качественные изменения в стране, или наделать ошибок.
Какие причины могли вызвать акции протесты в предыдущие годы?
По социологическим опросам, в 2018-м году протесты, подобные по масштабам Революции достоинства, могли вспыхнуть только в случае попытки пророссийского реванша и изменения внешнеполитического курса Украины, или в случае прихода к власти пророссийских сил, а также — из-за роста коммунальных тарифов. Исследователи прогнозировали, что грубые нарушения властями прав человека или акты несправедливости являются мощным объединяющим фактором для массового протеста в Украине.
Параллельно, на фоне общего роста числа тех, кто считает протест бесперспективным, социологи выделяют определенное увеличение процента тех, кто заявляет об однозначной готовности выйти на протест, что свидетельствует о радикализации общественных настроений.
В 2020 году в Украине, с одной стороны, мало что изменилось: новая власть не оправдала ожиданий украинцев, связанных с «новыми лицами», от которых надеялись радикальных шагов в области антикоррупционной деятельности, народовластия, судопроизводства, здравоохранения, правопорядка. А с другой стороны, готовность к протесту и активность граждан падает.
Но на этом фоне растет социальная напряженность: в прошлом году она составляла 6,8 балла из 10 возможных, в этом году достигла 7,27 балла. Причины такого уровня недовольства сугубо материальные. Однако, почти 50% украинский готовы к участию в акциях социального протеста, что свидетельствует о высоком конфликтном потенциале, который может перерасти в социальный конфликт в случае обстоятельств, затрагивающих существенные интересы украинского общества.
Риски новых Майданов
Известная социолог Ирина Бекешкина всегда считала, что прогнозировать вероятность революционных событий в нашем государстве — дело бесполезное. «В Украине почти невозможно спрогнозировать начало революций, но они становятся возможными, когда не работают демократические механизмы», — замечала она.
Насколько же реальна возможность протестов в Украине? Что может затронуть украинцев настолько, чтобы они вышли на улицы и вообще — способны ли мы на это сейчас?
Конечно, в Украине теперь большое количество проблем, которые живо обсуждаются и могут даже вызвать общественные протесты. Но для того, чтобы они перешли в общенациональный формат - нужно действие одновременно нескольких мощных факторов.
За прошедшие шесть лет после Революции Достоинства в Украине было задекларировано и даже начато большое количество реформ, которые были призваны укрепить демократические институты и сделать деятельность всех ветвей власти прозрачной. Однако надежды общества в большинстве случаев не реализованы, потому что в послемайданный период уровень общественной активности и влияния на власть значительно ослаб, а иногда и вовсе сошел на нет. Это подтверждают и исследования ПРООН, которые оценивают уровень развития гражданского общества в Украине как «средний». Получается, украинскому обществу приходится время от времени напоминать о своих интересах за счет «улицы», а не развитых демократических институтов?
Анализ протестных акций, которые состоялись в текущем году, наводят на мысль о том, что триггерами недовольства украинцев является недобросовестные судейство, отсутствие качественных услуг от государства, таких как здравоохранение, образование и социальное обеспечение, наличие экологических проблем. Гражданскую поддержку получают движения за права женщин и гендерное равноправие, социальные движения против сексуального насилия, предотвращения насилия против женщин и домашнего насилия, карантинные протесты как реакция на беспомощность власти. Можно утверждать, что вспышка эпидемии в определенной степени приумножила «социальный капитал» общественности: усилила человеческие связи, солидарность, взаимное доверие, помогло развить навыки и технологии самоорганизации общественных групп.
Десятки акций в течение года были организованы различными профессиональными движениями и ассоциациями, которые отстаивают права рабочих или предпринимателей. Серьезных политических протестов в этом году не произошло, что является ярким симптомом того, что политика постепенно перестает интересовать украинцев.
Источники протестных движений
Сейчас мы видим, что основными причинами для протестов может стать тяжелая социально-экономическая ситуация в связи с падением экономики в результате карантина, которую обостряют некомпетентные действия власти.
Вначале 2020 года украинские социологические компании провели опросы касательно уровня протестных настроений украинцев и их результат свидетельствует об угасании протестной активности, а потому не стоит удивляться, что все возвращается на свои «коррумпированные места». Так 66% украинцев убеждены, что в 2020 году не может возникнуть третий Майдан. Непосредственное участие в митингах и демонстрациях готовы принимать лишь 16% украинцев. Более двух третей украинцев не собирались в 2020 году выходить на массовые протесты, а 40% не разделяли мнения о том, что в их городах возможные массовые акции.
В общем, результаты опроса подтвердились, хотя до конца года еще есть время. Прогнозы украинских социологов подтверждают и результаты «Исследования ценностей мира» — глобального исследовательского проекта, который изучает ценности и убеждения людей, как они меняются с течением времени, и какое социально-политическое влияние они имеют. Учитывая результаты этого исследования не стоит ожидать серьезных протестных действий со стороны наших сограждан.
Украинцы хотят и ратуют за перемены, но эволюционным путем, страх революционных потрясений пока превышает запрос на перемены. Еще в начале 1990-х годов в книге «Доверие» Фрэнсис Фукуяма определил социальный капитал как «доверие, взаимопомощь и активность». Согласно результатам «Исследования ценностей мира», украинцы не доверяют друг другу, а недоверие мешает как развитию, так и объединению для участия в протестах.
По мнению большинства украинцев, государство должно о них заботиться, а по ожиданиям «сильной руки» Украина находится в верхней части европейского рейтинга. Две трети украинцев не интересуются политикой, и при этом обсуждают политику в кругу друзей. Лишь небольшой процент украинцев ищет информацию о политиках, подписывает петиции, агитирует, жертвует деньги и участвует в митингах.
Показательно, что результаты этого исследования появились накануне Дня Достоинства и Свободы, который стал началом самоотверженного и мужественного противостояния народа действиям власти в 2013 году. Сегодня становится все труднее оценить тогдашние события на предмет их влияния на ценности украинцев. Существенных глубинных исследований на эту тему проведено не было, оценками преимущественно занимаются единицы ученых. Тогда как остается актуальной тема определения тех ценностей и идеологических предпосылок, которые вызвали массовое протестное движение 6 лет назад, благодаря которому удалось убедить большую часть общества в своевременности и необходимости таких действий. Когда именно совпадут во времени и пространстве все те факторы, которые помогут украинскому обществу вновь стать двигателем изменений в собственной стране — остается только догадываться.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»