В соседней Молдове уверенную победу во втором туре президентских выборов завоевала кандидат от партии «Действие и солидарность», бывший премьер-министр страны Майя Санду.
С началом ее каденции эксперты ожидают существенных изменений во внешней и внутренней политике Молдовы. И уже с большой вероятностью — «потепление» отношений с Украиной. Ведь президент Игорь Додон, из-за своей яростной пророссийской позиции и провокационных заявлений относительно территориальной целостности Украины, неофициально попал в «недружественный» пул политиков для нашего государства. С ним принципиально отказывался от двусторонних переговоров предыдущий президент Украины Петр Порошенко, а Владимир Зеленский, хотя и имел телефонный разговор, однако летом 2019-го года встречался именно с премьер-министром Молдовы Майей Санду.
На днях президент Зеленский одним из первых поздравил Майю Санду с победой на выборах. Безусловно, двусторонние отношения между двумя соседними странами изменятся на 180 градусов, однако действительно ли следует ожидать быстрой динамики? С чего начнут новый этап сотрудничества Украина и Молдова, с какими сложностями столкнутся?
Идеологическая ловушка Молдовы
Самая большая проблема, с которой придется иметь дело новому президенту с четкой прозападной позицией — отсутствие «опоры» в виде большинства в парламенте и сильная поляризация общества.
Игорь Додон, декларируя четко пророссийский вектор развития Молдовы, во время текущих выборов пытался изо всех сил сыграть на поляризации общества. Однако, по ряду как внутренних, так и чисто внешних причин ему не удалось убедить молдаван еще раз избрать его президентом.
Во-первых, Додон известен своими коррупционными скандалами. Именно этот фактор сыграл далеко не последнюю роль в его проигрыше.
Во-вторых, деятельностью пророссийского политика недовольны в самом Кремле — его шаги по федерализации страны, которые по замыслу РФ должны были решить территориальные проблемы в регионе, провалились.
Кроме того, Додон рассорился не только с Украиной, но и с Румынией. Такой внешней политики не поняли и не приняли ни его противники, ни сторонники. Тогда как Майя Санду мобилизовала своих избирателей в заграничных избирательных округах, а еще ее сторонникам удалось заблокировать подвоз избирателей из «ПМР», которые должны были обеспечить дополнительное преимущество Игорю Додону.
Впрочем, как бы там ни было, Санду придется иметь дело с самой рейтинговой партией, которая, к тому же, имеет и наибольшую фракцию в молдавском парламенте. «Партия социалистов Республики Молдова» насчитывает 37 мандатов, поэтому ее лидера Игоря Додона не стоит слишком быстро списывать со счетов.
Чтобы существенно изменить внешнеполитический вектор Молдовы и одновременно улучшить отношения с Украиной, Санду потребуется новое правительство, которое будет ориентироваться на ее курс. Удастся ли сформировать такую прозападную коалицию в нынешнем парламенте вопрос открытый, поэтому не исключено, что в Молдове могут состояться досрочные выборы депутатов уже в следующем году.
Фактор «ПМР»
Президент России Владимир Путин также поздравил новоизбранного лидера Молдовы с победой. В своей поздравительной телеграмме выразил надежду на конструктивный диалог между двумя государствами.
То, что Россия оказывает существенное геополитическое и экономическое влияние на Молдову остается печальной реальностью, с которой придется иметь дело Майе Санду. Вряд ли новый президент, не имея убедительной поддержки в парламенте и при наличии большого количества идеологически враждебно настроенных сторонников Кремля внутри страны, решится на открытую вражду с Россией.
Главным индикатором того, как сложатся отношения с Кремлем, станут изменения в решении вопроса с «ПМР». За последние годы ситуация в регионе существенно изменилась по сути, но не по факту — большинство молодого населения непризнанной республики используют возможности безвизового режима Молдовы с ЕС, путешествуют, ориентируясь на бизнес-связи с европейскими рынками. В то же время, две главные преграды, которые идеологически крепко держат жителей «ПМР» в тисках Кремля — информационная пропаганда и финансирование с помощью дешевых энергоресурсов — не позволяют сдвинуть с места процесс реинтеграции этих территорий властям Молдовы.
Более того, Россия не один год вынашивает планы по активизации еще одного возможного сепаратистского движения — «выстрелить» может Гагаузия. На президентских выборах жители этих юго-восточных территорий поддерживали пророссийского Игоря Додона и остались недовольны результатами выборов. А учитывая геополитическое противостояние России и Турции в нынешнем конфликте в Нагорном Карабахе, именно Гагаузия может стать очередной «горячей точкой». И это вовсе не преувеличенная угроза как для Молдовы, так и Украины.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»