Активизировав процесс по мирному урегулированию ситуации на Востоке Украины, Офис президента совместно с Министерством иностранных дел одновременно запустили еще один «трек» - актуализация темы деоккупации Крыма на международном уровне.
Так, еще в сентябре 2020 года, во время выступления на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН президент Украины Владимир Зеленский официально анонсировал создание «Крымской платформы» и призвал государства-члены ООН приобщиться к ней.
На прошлой неделе министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба встретился с государственным секретарем по иностранным делам и делам содружества наций и развития Великобритании Домиником Раабе и пригласил Лондон присоединиться к платформе по деоккупации Крыма. Перед этим Великобритания объявила о введении экономических санкций против физических лиц и компаний РФ за строительство моста через Керченский пролив - сразу после аналогичного шага со стороны ЕС.
Также тема возвращения Крыма была на повестке дня саммита Украина-ЕС. В совместном заявлении по итогам саммита, в ЕС в очередной раз осудили аннексию Крыма и заявили о продолжении экономических санкций в отношении России.
На этой неделе президент Польши Анджей Дуда подтвердил заинтересованность в участии своей страны в международной платформе по деоккупации полуострова Крым. «Подчеркиваем уважение Украины и Республики Польша к международному праву и основным принципам международных отношений, одновременно призывая к прекращению незаконной оккупации Автономной Республики Крым и агрессии, которая продолжается на Донбассе. Республика Польша выражает заинтересованность по взаимодействию с Украиной в рамках международной платформы по деоккупации Автономной Республики Крым», - говорится в совместном заявлении двух лидеров государств.
Ранее заместительница министра иностранных дел Эмине Джапарова отметила, что «платформа задумана как специальный многосторонний координационный механизм, который будет заниматься всем спектром крымской проблематики».
Она также подчеркнула, что платформа должна покрывать несколько уровней: высокий политический уровень (лидеры стран), уровень министров иностранных дел и министров обороны, а также экспертный уровень. «Крымская платформа - это экосистема мероприятий, которая систематизирует то, что уже сделано, и инициирует дополнительные инструменты для возвращения Крыма. В рамках ее работы мы планируем провести Крымский саммит. Ключевая задача - синергия усилий Украины и международного сообщества с целью приближения дня деоккупации полуострова», - подчеркнула Джапарова, отметив, что официально стартовать такая платформа может уже в начале 2021 года.
Реанимация темы Крыма
Тема возвращения Крыма путем создания новой международной площадки начала активно готовиться внешнеполитическим ведомством Украины еще с начала лета 2020 года.
Так, разговоры о планах проведения масштабного международного мероприятия в начале 2021 года, посвященного проблеме деоккупации Крыма, многократно звучали из уст официальных представителей Министерства иностранных дел и Офиса президента.
В последнее время МИД перешло от слов к действиям. Так, недавно стало известно, что Украина уже заручилась поддержкой Швеции в вопросах деоккупации Крыма и урегулирования российско-украинского конфликта на Донбассе. В телефонном разговоре с главой украинского МИД Дмитрием Кулебой его шведская коллега Анн Линде выразила заинтересованность деятельностью Крымской платформы и обещала поддержку Украине в этих вопросах во время председательства Швеции в ОБСЕ в 2021 году.
Также Украина рассчитывает и на активное участие Турции в работе международной Крымской платформы. Такое заявление обнародовала первая заместительница министра иностранных дел Эмине Джапарова после встречи с министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу в Анкаре. Во время встречи заместитель министра проинформировала турецкую сторону о ситуации в Крыму сегодня - в частности, о нарушении прав и свобод, политических преследованиях. Насколько активной будет позиция Турции по поводу участия в международной платформе по возврату Крыма - пока неизвестно. Однако учитывая активизацию конфликта между Азербайджаном и Арменией, можно заметить и активизацию Турции на внешнеполитическом фронте. Не исключено, что в случае с Крымом Анкара также может занять активную позицию - но вряд ли можно можно быть уверенными, что в таком случае эта страна будет преследовать сугубо интересы Украины.
Стоит ли приглашать Россию?
В сентябре 2020-го Денис Шмыгаль заявил о финализации концепции международной платформы «Крым - это Украина» и о том, что изначально предполагается консультативно-совещательный формат с переходом в переговорный.
Впоследствии стало известно о намерениях пригласить Россию принять участие в международной платформе по деоккупации Крыма. «Мы пригласим Россию принять участие в этой платформе. Конечно, наблюдая все 6 лет ее страусиную позицию и то, как она выкручивает ситуацию, абсолютно цинично ведет себя по отношению к Украине и международному праву, надежд на то, что Россия примет участие в этой платформе, немного», - заявила первая заместительница министра иностранных дел Эмине Джапарова.
По ее словам, одной из задач этой платформы является отслеживание того, что происходит на полуострове, и, как отмечают в МИД Украины, прежде всего «речь идет о преступлениях, которые Россия осуществляет в Крыму». В МИД надеются, что работа международной платформы сможет привлечь к вопросу возвращения Крыма большее количество политических игроков, и, следовательно, найти новых союзников, привлечь внимание мирового сообщества.
По мнению же постоянного представителя президента Украины в Автономной Республике Крым Антона Кориневича, в начале можно и не привлекать Россию к обсуждению вопроса деоккупации Крыма. Главное - не прекращать и не ослаблять введенные против РФ санкции - и украинские, и международные. Также он отметил, что даже если санкционные меры не дают мгновенного результата, их усиление и неотвратимость могут стать инструментом принуждения РФ к переговорам по возвращению Крыма Украине.
Позиция министра иностранных дел в этом вопросе более радикальная. Он считает, что привлекать Россию к работе Крымской платформы вообще неуместно. По его мнению, продвижение в вопросе деоккупации Крыма будет более эффективным, если будет происходить отдельно от переговоров в Минске по Донбассу.
Что даст активизация темы деоккупации Крыма?
Вопрос возвращения Крыма актуализируется уже не первый раз с момента его захвата Россией в 2014 году. Однако никаких сдвигов до сих пор не произошло. Изменит ли ситуацию новая платформа и какие риски могут появиться в связи с ее деятельностью?
Хорошо то, что Украина инициирует этот процесс, привлекая международные площадки и международные механизмы влияния на Россию. Однако, чтобы достичь результата важно определить формат Крымской платформы и, желательно, чтобы она была постоянно действующей с четкими пошаговыми целями. Если же это будет одноразовая акция, то ее будут воспринимать как очередную информационную кампанию со стороны Украины, которых до сих пор было немало.
Еще один риск - круг участников платформы: насколько они будут готовы принципиально отстаивать интересы Украины? Насколько авторитетными игроками они являются на международной арене, чтобы к их мнению прислушалось мировое сообщество и, главное, Россия, для которой международные законы вообще не писаны.
Лидер крымских татар Мустафа Джемилев считает, что нужны не только внешнеполитические действия, но и принятие Украиной ряда законодательных актов, а также соответствующих изменений в Конституцию. Как один из возможных вариантов постепенной деоккупации полуострова - всерьез обсуждается проведение выборов в парламент Крыма на подконтрольной территории Украины. Смелая идея, однако кроме ее реализации, нужно также иметь реальный план действий на внешнеполитической арене, который заставит Россию добровольно отказаться от оккупации Крыма.
Также, по мнению экспертов, важно было бы к деятельности Крымской платформы как постоянно действующей международной организации привлечь страны-участницы Будапештского меморандума - речь идет именно о США и Великобритании. Без участия этих стран, деятельность Крымской платформы будет малоэффективной, убеждены эксперты.
Но самой мощной и наиболее действенной помощью в продвижении вопроса о возвращении Крыма должны стать сами жители полуострова. Но стоит ли рассчитывать на их открытую поддержку в условиях тотального страха и несвободы? Кроме того, об истинных настроениях крымчан касательно вопроса о деоккупации и возвращения в Украину - мы можем только догадываться.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.