В Кабинете министров вновь вернулись к вопросу введения двойного гражданства в Украине. На этот раз министр иностранных дел Дмитрий Кулеба заявил, что МИД совместно с парламентом работает над соответствующим законопроектом.
«Вы знаете, что я являюсь сторонником двойного гражданства. За исключением гражданства государства-агрессора. Мы работаем с парламентом для того, чтобы этот закон был принят. Я считаю, что он соответствует интересам Украины. И эта норма давно назрела», – отметил Кулеба.
Об основной цели принятия двойного гражданства министр рассказывал еще в июне текущего года. По его мнению, совпадающего с заявлением действующего президента, двойное гражданство необходимо ввести прежде всего для того, чтобы украинцы, которые эмигрировали и уже имеют гражданство другого государства, не теряли связь с Украиной. Вероятно, в эту категорию попадут и граждане, которые только собираются эмигрировать или едут на заработки.
Два основных критерия, которые точно учтут в новом законе, – это запрет двойного гражданства для государственных служащих и со страной-агрессором. Какими будут другие критерии, пока неизвестно. Впрочем, стоит учесть, что после аннексии Крыма и вооруженной агрессии на востоке Украины Россия проводит очень агрессивную политику в отношении паспортизации украинских граждан на оккупированных и неподконтрольных для Украины территориях.
Чего больше – рисков или преимуществ – в идее двойного гражданства? И уместно ли актуализировать данный вопрос именно сейчас?
Идея о двух паспортах
По словам Дмитрия Кулебы, в парламенте ранее зарегистрирован законопроект №2590 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно вопросов гражданства», который был внесен еще в декабре 2019 года президентом Украины Владимиром Зеленским как неотложный. Рассмотрение данного законопроекта было запланировано на май 2020 года, но так и не состоялось из-за пандемии коронавируса и введения карантина.
Еще в своей инаугурационной речи Владимир Зеленский пообещал создать условия для возвращения в Украину всех, кто по разным причинам вынужден был покинуть Родину. И в зарегистрированном главой государства законопроекте предлагается облегчить получение гражданства для представителей украинской диаспоры и военных. Владимир Зеленский предложил также расширить круг лиц, которые могут получить гражданство посредством родства с людьми, которые жили на территории УНР и других украинских государственных образований времен освободительной борьбы 1917-1920 годов и УССР. И самое главное – убрать необходимость обязательного отказа от гражданства другого государства после получения украинского паспорта.
Также фактически исчезает потребность сдавать украинский паспорт после получения иностранного гражданства. То есть президент намеревался упростить интеграцию представителей украинской диаспоры в украинское общество, привлекая таким образом специалистов с западным образованием, потенциальных предпринимателей и инвесторов в Украину. Итак, цель, на первый взгляд, благородная. Но есть и ряд весомых опасностей в случае принятия законопроекта в таком виде.
Если рассматривать вопрос чисто в юридической плоскости, пока разрешение на двойное гражданство все еще противоречит Конституции Украины, в частности, статьи 4, которая однозначно фиксирует: «в Украине существует единое гражданство».
Кроме этого, введение упрощенного порядка принятия в гражданство Украины потенциально приведет к распространению в Украине случаев «узаконенного» двойного гражданства и повлечет за собой необходимость более лояльного отношения к двойному (так называемому «множественному») гражданству в Украине.
Юристы предупреждают, что из-за принятия подобного законопроекта Украина может потерять одно из своих главных достижений последнего времени: безвизовый режим, потому что в июне 2017-го свободный въезд в Шенгенскую зону получили украинские граждане, а не бипатриды. Еще одной угрозой, которую несет законопроект о двойном гражданстве, может стать фактическое расчленение Украины и появление ряда автономий, например, на Закарпатье и Буковине, из-за массовой паспортизации, которая уже давно проводится в этих регионах неофициально.
Двойное гражданство – как это работает?
Процедуру упрощенного получения украинского гражданства предлагают проводить двумя способами. Первый: путем подачи лицом собственной декларации об отказе от предыдущего гражданства без предоставления документа об отказе от предыдущего паспорта. Такая процедура предусмотрена для иностранцев, которые проходят службу в рядах ВСУ, имеющих выдающиеся заслуги перед Украиной или представляют для государства интерес, а также те граждане РФ, которые «подверглись в стране своей гражданской принадлежности преследованиям за политические убеждения».
Другая процедура предусмотрена для граждан тех стран (кроме России), перечень которых должен утвердить Кабинет министров Украины. Такие претенденты на гражданство должны принести присягу гражданина Украины также без предоставления документа об отказе от предыдущего гражданства.
Фактически обе процедуры узаконивают двойное гражданство, которым пользовалось определенное количество украинцев и прежде всего, скрывая наличие паспорта другого государства. Таким гражданам этот законопроект может реально облегчить жизнь. Пожалуй, именно в легализации такой ситуации и является основное преимущество, потому что именно такие граждане не имеют права работать в органах государственной власти. Все остальные позитивные стороны такого законодательного нововведения достаточно призрачны.
Очевидные угрозы
Еще десять лет назад приоритетными для украинских депутатов были законопроекты, связанные с усилением ответственности за сокрытие факта двойного гражданства. Сегодня же в условиях войны, потери части украинских территорий, большого количества павших за суверенитет и независимость Украины, чиновники предлагают законы, которые угрожают национальной безопасности страны. И это вызывает существенную обеспокоенность.
Создается впечатление, что все судьбоносные вопросы в государстве уже решены и осталось создать лояльные законы для всех желающих «развивать» нашу страну. На сегодня санкция за сокрытие факта приобретения гражданства другой страны предусматривает всего лишь незначительный штраф, а в качестве чиновников приглашались и сейчас приглашаются иностранцы, которые сохраняют свои старые паспорта и приобретают украинские. И это касается не только иностранцев, но и украинцев, которые, находясь на высоких должностях, имеют иногда несколько паспортов иностранных государств и не несут за это никакой ответственности.
Прежде всего, разрабатывая новый законопроект, следует помнить, что среди граждан Украины, проживающих в ОРДЛО, уже около 20% получили гражданство РФ. Cреди них – и так называемые «русские добровольцы», которые активно интегрируются в общественную жизнь и управленческую вертикаль оккупационных администраций, а с помощью механизма двойного гражданства в будущем смогут интегрироваться и в общественно-политическое поле Украины.
Легализацией двойного гражданства на всей территории Украины действующая власть позволит Кремлю защищать права уже не русскоязычных граждан, а граждан РФ. Не менее напряженной представляется ситуация в западных и южных областях Украины, а также в Крыму. Поэтому стоит таким законопроектом вносить не только процедуры упрощения, но и дополнительные – достаточно жесткие – предохранители, такие как экзамен на знание языка, истории, украинского законодательства.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»