Такси на каждый день: как изменится рынок частных перевозок

Александр Радчукполитолог

Рынок частных перевозок – одна из сфер, которая с началом пандемии коронавируса COVID-19 начала развиваться еще более быстрыми темпами.

Этому способствуют два основных фактора: во-первых, многие предприятия перешли на работу в онлайн и доставку товаров, поэтому для связи с клиентами им на постоянной основе нужны курьеры и службы доставки. Во-вторых, запрет пользования общественным транспортом и страх заразиться опасной болезнью, а также отсутствие других возможностей для передвижения побуждает граждан чаще использовать такси.

Однако сфера предоставления услуг такси до сих пор развивается по собственным законам рынка: на законодательном уровне «правила игры» до сих пор не закреплены. О необходимости законодательного урегулирования начали говорить еще два года назад. А недавно Министерство инфраструктуры внесло на рассмотрение парламента проект закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно урегулирования деятельности по предоставлению услуг по внутренним перевозкам пассажиров на такси и легковыми автомобилями на заказ».

Рынок, который и до 2020 года рос динамичными темпами, особенно речь идет о крупных городах, начал развиваться еще быстрее. Поэтому вполне очевидно, что государство стремится урегулировать взаимоотношения с таксистами и рынком частных перевозок, обороты которого составляют десятки миллиардов гривен в год, большая часть из которых остается вне налогообложения. Есть надежда на то, что принятие соответствующего законопроекта позволит не только наполнить бюджет, но и усилить ответственность и безопасность как перевозчиков, так и пассажиров.

Сплошная «тень»?

К этому времени в Украине государством регулировалась только деятельность лицензированных такси, доля которых на рынке перевозчиков при достаточно высокой занятости населения в данной сфере катастрофически мала. По официальным данным, это от 2 до 5% тех, кто предоставляет услуги такси легально и, соответственно, платит налоги в бюджет.

По приблизительным подсчетам экспертов, объем рынка перевозок составляет 40-50 миллиардов гривен в год, львиная доля которого (98%) находится в тени. Как свидетельствуют данные Офиса эффективного регулирования (BRDO), доля «белого» рынка составляет лишь 1 млрд грн. Таким образом, бюджет государства недополучает около 4 млрд грн.

Теневой рынок такси способствовал развитию сервисов таких как «Uber», «Bolt» и «Uklon», которые по упрощенной схеме (достаточно лишь зарегистрироваться на их платформе и заключить онлайн-контракт) налаживают сотрудничество с нелегальными перевозчиками, объясняя необходимость таких соглашений отсутствием достаточного количества водителей и незначительным количеством легальных такси.

Причину такого положения вещей в сфере перевозок видят в устаревшем законодательстве, которое требовало для осуществления перевозок специальной лицензии или регистрации водителей как ФЛП, наличии сертифицированного таксометра и подачи соответствующей отчетности.

Это способствовало уменьшению количества желающих получить официальную лицензию на осуществление услуг такси, особенно при возможности «простым путем» и без оформления всех необходимых документов, медицинских справок подключиться к базам «сетевых» компаний, избегая официального оформления и уплаты налогов, а также гражданско-правовой ответственности перед пассажиром. Такая ситуация в последнее время приводит к ухудшению качества перевозок и безопасности пассажиров.

Попытка №2

Урегулировать рынок такси в Украине пробовали и раньше. Два года назад Министерство инфраструктуры во главе с министром Владимиром Омеляном внесло на рассмотрение Верховной рады законопроект №3107 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно урегулирования работы такси, легковых автомобилей на заказ и информационно-диспетчерских служб».

Этот законопропроект содержал ряд нововведений, которые, по мнению авторов, должны были упростить процедуру лицензирования для участников рынка и предоставить право правоохранительным органам контролировать осуществление хозяйственной деятельности субъектами или физическими лицами, не получили соответствующих лицензий на перевозку в такси. Среди нововведений предлагались следующие:

  1. ввести в законодательное поле понятия «организатор перевозок на такси», «информационно-диспетчерская служба» и «перевозки на такси»;

  2. предоставить полномочия Нацполиции контролировать наличие лицензий у таксистов;

  3. контролировать деятельность диспетчерских служб путем проведения плановых и внеплановых проверок;

  4. урегулировать рынок через упрощение процедуры лицензирования, что должно способствовать официальному трудоустройству водителей;

  5. водителей, которые хотят работать официально, должны были обязать регулярно проходить медосмотр, а их авто – техосмотр.

Для автомобилей, которые работали в качестве такси, должны были выдавать желтые номерные знаки. А местные власти должны были обязать создать специальные парковки для такси и позволить этим автомобилям пользоваться полосой для общественного транспорта.

Но не сложилось. Законопроект выявил ряд недостатков, в частности в том, что государственный контроль над перевозчиками создавал дополнительные риски для коррупции, так как не все водители и их транспортные средства будут отвечать условиям лицензирования. Также возникали опасения, что с принятием закона появятся возможности для злоупотреблений на рынке местных перевозок. Ведь многие перевозчики являются одновременно депутатами местных советов, которые получат возможности для не совсем добросовестной конкуренции с остальными участниками рынка. Особенно, если появится возможность осуществлять проверки и контроль со стороны правоохранительных органов.

Кроме того, работа в такси для многих водителей не является основным заработком, поэтому заниматься оформлением лицензий, платить налоги и отчитываться перед государством они точно не захотят.

Начать с чистого листа

Поэтому в августе в правительстве объявили о разработке новой законодательной инициативы в сфере предоставления услуг по внутренним перевозкам пассажиров на такси. Стоит отметить, что к написанию данного законопроекта привлекли экспертов из среды профильных негосударственных организаций, представителей бизнеса и чиновников отраслевого министерства, а потому есть надежда, что все заинтересованные стороны получат то, чего хотят.

Согласно новому законопроекту услуги по перевозкам могут осуществлять как лицензированные службы такси (юридические лица и ФОПы), так и перевозчики на заказ, к которым относятся физлица с патентом. Лицензия для осуществления деятельности по внутренним перевозкам пассажиров на такси отменяется, зато создаются реестры автомобильных перевозчиков и провайдеров информационных услуг.

Для легализации участников рынка перевозок физлицам предлагается вместо лицензии покупать патент для перевозок на заказ, срок действия которого может длиться от 1 месяца до года, или заключать договор в электронном виде с перевозчиком или провайдером информационных услуг. Каждый перевозчик обязан также иметь медицинскую справку и сервисную книжку автомобильного перевозчика, индивидуальный страховой полис.

Осуществлять контроль за соблюдением перевозчиками законодательства будет «Укртрансбезопасность». Штрафные санкции за нарушение установленных для перевозчиков правил или отсутствие установленных законом справок превышают стоимость патента на год (1 минимальная зарплата) и могут составлять от 17000 до 34000 гривен.

Урегулирование рынка такси – это еще и вопрос транспортной безопасности. Новый закон должен помочь повысить ответственность перевозчиков, что скажется на качестве и безопасности предоставляемых услуг. Кроме того, его принятие обеспечит дополнительные поступления в бюджеты различных уровней налогов и сборов. По оценкам экспертов, речь идет о дополнительных 800 миллионов гривен в год.

Александр Радчук, специально для «Слово и дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО