Из-за накладки изменений в законодательство не только водители, но и профильные специалисты не всегда могут разобраться, как сейчас наказывают и наказывают ли вообще за пьянство за рулем. Сначала административную ответственность заменили уголовной, но вскоре все вернулось на круги своя. Параллельно нардепы хотят принять новый закон, предусматривающий оба вида ответственности. И все-таки, в каком порядке наказывают пьяных водителей сейчас, «Слово и дело» спросило адвоката «Столичной коллегии адвокатов» Геннадия Дубова.
Юрист отметил, что сейчас нетрезвых водителей привлекают к ответственности по ст. 130 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУпАП). С 3 июля 2020 года вступил в силу закон №720-IX, вернувший административную ответственность (статья 130 КУпАП) за управление транспортом под воздействием алкоголя, наркотиков или лекарств, передачу управления лицу в таком состоянии, отказ от проверки или употребление таких веществ после аварии. За вождение в нетрезвом виде штрафуют на 10 тыс. 200 грн и на год лишают водительских прав.
Вышло так, что 1 июля вступил в силу закон про уголовные проступки, который исключал ст. 130 КУпАП. Потом с разницей в три дня вступил в силу новый закон, который вносил в предыдущий изменения: убирал уголовную ответственность и возвращал административную (ст. 130 в КУпАП).
«Сейчас пьяных водителей привлекают к административной ответственности. Сбивает с толку то, что на сайте Верховной рады (не являющимся официальным источником, таковыми есть только ряд печатных изданий) размещен текст закона, в котором ст.130 КУпАП касается лишь «водителей» суден. Поэтому возникает два вопроса: действует ли ст.130 КУпАП и тогда актуально админнаказание, и как привлекать тех, кто был пойман пьяным за рулем в апреле, мае и июне – до того, как начали действовать изменения в законодательство?» – уточнил Геннадий Дубов.
По словам юриста, проблема привлечения к ответственности водителей, совершивших правонарушение до июля, состоит в том, что на несколько дней административная ответственность за «пьяное вождение» была исключена из законодательства и ее заменила уголовная. В этой связи суды начали выносить разные решения. Некоторые стали закрывать административные производства, ссылаясь на то, что закон, устанавливающий административную ответственность, утратил силу.
«Если отменяется норма закона, устанавливающая ответственность, то все, что подпадало под ее действие, перестает считаться правонарушением как до ее отмены, так и после. Ранее привлеченных по такой норме освобождают от наказания. Ретроспективно закон имеет обратную силу, если он упраздняет ответственность или смягчает наказание. На этом основании ряд судов приняли решения о закрытии дел в связи с отменой закона.
Однако достаточно быстро появилось разъяснение Верховного суда за подписью и.о. главы Касационного уголовного суда, в котором высказывалось мнение о недопустимости закрытия административных производств в связи с утратой силы положениями ст.130 КУпАП. И хотя юридическая природа такого разъяснения выглядит сомнительной, а высказанное мнение далеко не бесспорным, суды, как правило, опираются именно на такой подход, хоть формально могли бы и не учитывать мнение Верховного суда, высказанное в такой форме.
В случае применения другой позиции все нерассмотренные дела «о пьяном вождении», совершенные до 1 июля 2020 года, должны были быть закрыты. Более того, лишенные ранее прав водители теоретически могли бы требовать отмены ранее назначенного наказания», – пояснил Дубов.
На сегодня также неоднозначным является вопрос о том, мог ли закон №720-IX отменить уголовную ответственность за «пьяное вождение» и «вернуть» административную.
«Ключевыми в этой дискуссии являются процедурные и юридически-технические моменты и, хотя вопрос действительно спорный, на практике исходят из того, что сейчас продолжает действовать ст. 130 КУпАП, то есть «пьяное вождение» является административным проступком. Именно такую позицию занял профильный комитет Верховной рады, издавший в этой связи свое разъяснение», – уточнил юрист.
Как отметил Геннадий Дубов, нюанс состоит в том, что в Кодексе об административных нарушениях сроки давности привлечения за такого рода правонарушение составляют три месяца.
«Если дело умышленно затягивали, то лицо не привлекалось, а просто по истечении срока производство закрывалось. При уголовных проступках такого маленького срока давности не предусматривалось бы. В связи с этим в КУпАП планируют внести изменения о том, что на норму о нетрезвых водителях трехмесячный срок привлечения не распространяется», – сказал юрист.
Тут позиция МВД заключается в том, что лучше оставить административную ответственность, где проще и легче порядок привлечения к ответственности, чем уголовную, усложняющую сам процесс. К тому же планировалось убрать некоторые рудименты советского периода, когда некий «трудовой коллектив» может взять провинившегося сотрудника на поруки и он таким образом избегает наказания.
Новый законопроект, принятый Верховной радой в первом чтении перед летними каникулами, помимо увеличения штрафов и лишения водительских прав, предлагает также ввести арест пьяных водителей. А если человек попадется пьяным за рулем в третий раз, предусмотрена уголовная ответственность, как это делают в европейских странах.
Ранее «Слово и дело» писало, что в МВД ожидают усиления ответственности за пьяное вождение в сентябре.
Почему не сработают штрафы за вождение в нетрезвом виде, разбирался в своей колонке Александр Радчук.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.