На днях исполняется месяц с начала наиболее массовых протестов в Соединенных Штатах Америки за последние 60 лет. Несмотря на то, что медийность освещения этих событий стала значительно меньше, демонстрации до сих пор не утихают. Почему протесты до сих пор не сошли на нет? Как будут разворачиваться события накануне ноябрьских выборов президента и Конгресса? А главное: какие выводы следует сделать другим странам мира и какие уроки усвоить?
Урок №1: полиция действует жестко только при необходимости
Надо понимать, что протесты начались не из самого факта убийства афроамериканца Джорджа Флойда, который пытался рассчитаться якобы фальшивой 20-ти долларовой купюрой в городе Миннеаполис, штат Миннесота. Выйти людей на улицы заставил факт непривлечения полицейских к дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушение служебных инструкций. Лишь под давлением улицы и медиа этих полицейских уволили, а впоследствии и применили меры предупредительного характера.
Бесспорно, массовость протестов вызвана высоким уровнем безработицы, а также тем, что в некоторых штатах карантин де-факто не заканчивался с марта! Сложно однозначно охарактеризовать портрет протестующего, ведь участники митингов слишком разные: по происхождению, возрасту, расе. Впрочем, складывается впечатление, что молодежи на этих протестах все же больше. Это и неудивительно: если большинство – студенты, то обучение как раз закончилось в начале мая, в связи с пандемией они могли потерять работу, а значит и присоединиться к акциям протеста было не так сложно.
Стоит заметить, что полиция в США действительно иногда может применить силу, если лицо представляет угрозу для окружающих или не реагирует на представителей правоохранительных органов. Но в большинстве случаев полицейские могут просто патрулировать улицы, не подходя к гражданам или даже со служебного авто. Поэтому обвинения в чрезмерной жестокости или предвзятому отношению полиции к афроамериканским жителям США существенно преувеличены и не соответствуют действительности из-за неуместного обобщения.
Урок №2: применение силы либеральный истеблишмент не воспринял
Протесты перекинулись на другие штаты: в итоге количество городов, охваченных акциями протеста, превысило 300 во всех 50 штатах, в большей степени из-за высокого уровня солидарности в обществе. Условно, протестовали и продолжают это делать не только афроамериканцы, а представители всех рас, проживающих в США. Полиция в некоторых городах так называемого среднего запада, увидев погромы в Нью-Йорке и Чикаго, сделала выводы и преимущественно встречала протестантов на одном колене, демонстрируя собственную солидарность с требованиями протестантов. Каковы же эти требования? Учитывая достаточно серьезную частоту случаев насилия или применения полицейскими оружия к гражданам, требованием протестов было также изменение подходов к деятельности полиции.
По всем писаным и неписаным законам американской политики, за увеличение правового регулирования почти любых вопросов (даже по второй поправке) выступает Демократическая партия. Поэтому синие (цвет оппонентов Трампа) представили законопроект по реформе полиции и проголосовали за него в Палате представителей (нижней палате Конгресса), где они имеют большинство, и будут держать его по крайней мере до выборов в ноябре.
Сначала тот законопроект приняли в палате – зато в Сенате республиканцы его заблокировали. Итак, демократам нужно было быстро разработать новый, который приняли 25 июня. Эта инициатива законодателей имеет целью увеличение ответственности самих полицейских, когда речь идет об их непосредственном взаимодействии с гражданами.
Более того, законопроектом предусмотрена отмена удушения при задержании правонарушителей, что, собственно, и стало причиной смерти Джорджа Флойда. Нэнси Пелоси – спикер Палаты представителей, глава демократов в Конгрессе стремилась присвоить законопроекту имя Джорджа Флойда. После окончательного его принятия в Сенате, полицейские потеряют своеобразный «квалифицированный» иммунитет, и будут нести персональную ответственность за свои действия несмотря на их служебное положение.
Похоже, несмотря на возражения и жертвы во время этих акций, демократы и республиканцы, контролируя по одной палате здания на Капитолийском холме, до сих пор не могут достичь компромисса по одному вопросу внутренней политики. Судя по всему, теперь обе партии будут спекулировать на вопросе изменения подходов к финансированию полиции. Ведь среди законодателей есть (не совсем новая) идея передать финансирование полиции на места. В таком случае, с одной стороны, федеральное правительство будет иметь больше маневров для перевода этих средств на развитие тех самых отдельных общин, которые являются потенциально уязвимыми к жестокости полиции, а с другой – каждому городу и штату может не хватать полицейских, там где это крайне необходимо.
Урок №3: протесты перерастали в мародерство, а наиболее массовыми акции были на выходных
Первые две недели было действительно сложно определиться, как характеризовать то, что происходило: хаос, мародерство, беспредел, не совсем мирные демонстрации.
Результаты некоторых опросов, кстати, проведенных во время первой половины месяца демонстраций, указывают на то, что американцев больше волнует сам факт убийства Флойда, из которого частично делают идола, чем другие случаи насилия, которые были зафиксированы уже во время самых протестов по всей стране.
Решение Трампа использовать национальную гвардию де-факто вызвало раскол в его же администрации. И если открытое письмо Трампа от бывшего главы Пентагона Джима Метиса можно считать, без преувеличения, криком души, где он назвал президента угрозой для Конституции, то неожиданным стало выступление остальных действующих военных.
Так, нынешний министр обороны Марк Эспер выступил с заявлением, где осудил идею использования национальной гвардии, как дополнительной силы контроля правопорядка на улицах во время протестов. Дело, в частности, в том, что формально по Конституции, ни один президент не может самостоятельно объявлять о применении армии внутри Соединенных Штатов.
Поэтому нынешняя администрация Белого дома пошла на шаг, который, кстати, так и не обнародовали официально в СМИ: Трамп применил действие закона 1807 года! Да, именно закон начала XIX века о «Восстании». Он применялся редко: в последний раз это было в 1992 году при Буше-старшем из-за событий в Лос-Анджелесе. По словам людей, приближенных к администрации Трампа, они действительно применили этот нормативный акт.
Урок №4: по логике событий вице-президентом у Байдена вполне может стать афроамериканка
Очевидно, что несмотря на критику Трампа по применению силы, провал борьбы с коронавирусом – хотя это также сомнительное вопрос – демократам не удалось возглавить эти протесты ни в одном городе. И это – факт, который может стоить им победы не только в борьбе за Белый дом.
3 ноября состоятся не только президентские выборы, которые проходят по системе коллегии выборщиков (где каждый штат голосует отдельно, а тот, кто выйдет вперед хотя бы на одну сотую процента, забирает голоса всех выборщиков этого штата), но и будет полностью переизбрана Палата представителей, контролируемой демократами, а также на треть обновится Сенат, где большинство составляют однопартийцы Трампа ー республиканцы.
Афроамериканский электорат в целом более склонен поддерживать либералов, то есть демократов, но и для Трампа он был и является чрезвычайно важным. Если действующему президенту удастся перевалить чашу весов привязанности афроамериканцев, которые, как правило, живут в небольших городах, его шансы на переизбрание будут значительно больше.
Впрочем, демократы – и здесь речь не только о Байдене как фактически безальтернативном кандидате от них – не смогли использовать, казалось бы, выигрышную для себя ситуацию и стать лидерами улицы в Вашингтоне, Нью-Йорке, Чикаго. В городах и штатах, которые они представляют, они могли успокоить протестантов и заверить их в реализации требований улицы уже вскоре в Конгрессе. Но этого не произошло. Лишь несколько топ-демократов-сенаторов появились на улицах Вашингтона: Элизабет Уоррен из Массачусетса и Камалла Харрис из Калифорнии. Обе ранее боролись за пост кандидата от демократов на президентский Овальный кабинет во время праймериз. Именно Харрис потенциально может стать кандидатом на пост вице-президента от демократов. Также рассматривают всерьез и Мишель Обаму, бывшую первую леди США, ведь Барак Обама наконец начал «помогать» Байдену.
Урок №5: протесты якобы подорвали рейтинг Трампа, но это не точно
Последние две недели в американских продемократических СМИ поочередно появляются новости об увеличении электорального разрыва между Байденом и Трампом в пользу первого.
Во-первых, надо сказать, что большинство этих опросов проводятся сразу в нескольких штатах (или даже по всей стране) без сохранения так называемой random sample, что в американской политической традиции означает случайный набор респондентов. То есть, опрашивают или преимущественно зарегистрированных демократов или республиканцев, и получают соответствующие результаты.
Это очень важно для понимания природы появления такого рода новостей и опросов.
Во-вторых, в Америке система не национального голосования – оно происходит по штатам. Это примерно то же, что, оценивая шансы правящей партии на выборах городского головы Киева, смотреть на рейтинги партии в одном из областных центров. До выборов еще очень далеко и многое может измениться. Протесты, экономика, уровень безработицы – все это влияет на электоральные предпочтения, – но точно не внешняя политика или выход мемуаров бывшего советника Трампа Джона Болтона.
Получается, что улица поднялась в том числе против Трампа, а не только против убийства афроамериканца Флойда. Американское общество очень болезненно отреагировало, когда Трамп объявлял комендантский час в столице, который должен был начаться через 15 минут после его пресс-конференции. Сразу после этого сорок пятого президент США прошелся к церкви, рядом с Белым домом, чтобы сделать фото с Библией в руках, которую он держал кверху ногами – причем ради этого фото полиция оттеснила протестующих.
Следующая составляющая протестов фактически хорошо знакома украинцам: это свержение памятников конфедератам, то есть, основателям штатов и первым управленцам. В глазах протестующих такая избирательность объясняется тем, что конфедераты были сторонниками рабства, а, следовательно, это включает в себя соответствующее отношение к афроамериканцам.
Кажется, что восприятие памятникопада демократами накануне объяснила Нэнси Пелоси, которая в подкасте газеты The Washington Post заявила, что некоторые памятники являются символом белой supremacy (преимущества над черными).
Причина в том, что выгоду от рабства получали чуть ли не все деятели, памятники которым уже или разрушены, или повреждены. Сначала памятники генералам конфедератов сваливали в штате Вирджиния, непосредственно рядом с Вашингтоном, и впоследствии та же участь постигла и американскую столицу. В Портленде, штат Орегон, повалили памятник Томасу Джефферсону – одному из отцов-основателей Конституции и третьему президенту США. Интересно, какова будет судьба мемориала Джефферсона, который расположен в самом центре Вашингтона.
В то же время Трамп заявил, что он будет президентом права и законности (of law and order), как в далеком 1968 году заявлял Никсон на фоне массовых протестов против войны во Вьетнаме и антирасовых демонстраций как части поддержки движения Мартина Лютера Кинга. Тогда Никсон на этом фоне смог победить на выборах, но он был оппозиционным кандидатом и заканчивая тем, что в начале своей второй каденции в 1974 году подал в отставку из-за угрозы импичмента после «Уотергейтского скандала».
Урок P.S.
Можно спрогнозировать, что протесты по всей стране окончательно закончатся только тогда, когда закончится карантин, ведь люди выходят на улицы тогда, когда, как правило, не имеют постоянной работы. Проблема в том, что демонстрации против произвола полиции начали перерастать в нечто большее. В Сиэтле и Вашингтоне демонстранты даже попытались создать собственные республики. В Чикаго было много жертв после столкновений с полицией ... Все это – на фоне рекордов заболеваемости. Протесты не заставят сторонников Трампа отвернуться от него, так же, как и не добавят ему новых избирателей.
Стоит надеяться, что протесты все же закончатся ближе к осени, поскольку, по другому сценарию, масштабная политическая поляризация на фоне выборов может окончательно вывести ситуацию из-под контроля. Американские СМИ даже не исключают возможного перерастания протестов во вторую гражданскую войну. Но, с другой стороны, если в конце каденции Трампа США удастся получить не только вакцину от коронавируса, но и «лекарство» для укрепления экономики, у действующего президента остаются более чем серьезные шансы на второй срок в Белом доме.
Владислав Фарапонов, эксперт аналитического центра «Ad astra», ассоциированный эксперт Kyivstratpro, студент Wright State University, Ohio (США), специально для «Слово и дело»
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.