Украина изменила состав Трехсторонней контактной группы (ТКГ) по вопросам урегулирования ситуации на Донбассе. Теперь в ней принимают участие представители переселенцев со временно оккупированных территорий, а именно – журналисты Сергей Гармаш и Денис Казанский, врач Константин Либстер и глава общественной организации «Луганское землячество» Вадим Горан. Такие метаморфозы сильно разозлили российскую сторону.
Журналисты Сергей Гармаш и Денис Казанский представляют переселенцев из районов, занятых боевиками «ДНР», а Константин Либстер и Вадим Горан – «ЛНР». Расширить состав ТКГ засчет «приглашенных лиц, представляющих отдельные районы Донецкой и Луганской областей» предложил в начале мая руководитель Офиса президента Андрей Ермак. По его словам, переговоры с представителями «непризнанных квазигосударственных образований» недопустимы. До сих пор участниками переговоров от ОРДЛО являлись Владислав Дейнего и Наталья Никанорова. Однако, по информации украинской стороны, эти люди имеют российские паспорта. В сети даже появилась информация о недвижимости и дорогих автомобилях, которыми владеют в России высокопоставленные «чиновники» из «ЛНР-ДНР».
Новые члены ТКГ от Украины впервые приняли участие в переговорах уже 9 июня. В частности, Денис Казанский и Сергей Гармаш в комментариях СМИ заявили о своем желании сдвинуть Минский процесс с мертвой точки и отвергли всякую возможность «прямых переговоров» с Донецком и Луганском, заявив, что желают контактировать с российской делегацией.
Такой подход разозлил российскую сторону. Как известно, в Москве хотят остаться над конфликтом и выступать посредником в переговорах между Киевом и мятежными «республиками», сохраняя при этом полный контроль над действиями «ДНР-ЛНР». Так, представитель России в ТКГ Борис Грызлов заявил, что политические вопросы по выполнению Минских соглашений Киев собирается обсуждать «с бывшими жителями Донбасса, которые сейчас проживают на территории Украины». То есть с людьми, которых «сам и назначил». Таким образом, по мнению Грызлова, Украина практически вышла из Минского процесса.
В свою очередь, Казанский и Гармаш не видят в этом ничего плохого. По их мнению, коль скоро ОРДЛО должны вернуться в состав Украины, то Киев вправе назначать своих представителей для переговоров по этому вопросу. По словам Казанского, Дейнего и Никанорова «присвоили себе право говорить от имени Донбасса» в то время, когда коренные дончане и луганчане, которые вынуждены были покинуть родной дом из-за террора, были лишены возможности решать судьбу региона.
На неофициальном уровне также возникли возражения. В частности, блогер и общественный деятель Энрике Менендес сомневается, что Денис Казанский может адекватно представлять интересы Донбасса. «...Казанский сказал, что предложение войти в группу поступило лично от министра по реинтеграции Алексея Резникова. Они встретились, поговорили и оказалось, что взгляды на будущее региона совпадают. Будущее какого региона, простите? У бывшего донецкого, а сейчас киевлянина Казанского и выходца из Львова, а сейчас киевлянина Резникова совпадают взгляды на будущее Донбасса?» – удивлялся Менендес на своем Facebook.
А луганский активист Дмитрий Снегирев сообщил СМИ, что «Луганское землячество» до 2015 года возглавлял экс-руководитель «Партии регионов» и бывший председатель Луганской ОГА Александр Ефремов. Поэтому Снегирев не исключает, что «Луганское землячество» и его нынешний председатель Вадим Горан сохранили связи со «старой командой».
Несмотря на все противоречия, замысел украинской стороны понятен. Очевидно, в Киеве рассчитывают, что введение в состав ТКГ Сергея Гармаша, Дениса Казанского, Константина Либстера и Вадима Горана должно вывести из игры марионеточных представителей «ДНР» и «ЛНР» и вынудить Россию перейти к прямым переговорам с Украиной по теме Донбасского урегулирования. А прямые переговоры с РФ как с непосредственным участником конфликта – это именно то, к чему все это время стремится команда Владимира Зеленского.
С другой стороны заметно, что Россия не спешит менять правила игры, намереваясь и дальше оставаться «над схваткой». Именно этим и можно объяснить довольно нервную реакцию Бориса Грызлова на «модернизацию» «Минска-2». Это заставляет сомневаться и в том, что Киеву удастся реализовать свой замысел и вывести Минские переговоры из тупика.
Причины этому давно известны. «Подписавшись» на выполнение «Минска-2», новая власть так и не смогла добиться серьезного ужесточения санкций против РФ и расширить пул переговорщиков засчет своих союзников из США и Великобритании в Нормандском формате. Теперь Владимир Зеленский вынужден повторять путь своего предшественника – Петра Порошенко, толкаясь вокруг деталей невыгодных для Украины Минских соглашений и не продвигая их по сути. Главная проблема «Минска-2» не снимается – реализация этого соглашения вводит в тело Украины отравленную таблетку в виде подконтрольного России ОРДЛО.
Денис Попович, специально для «Слово и дело».