Выборы близко: как выбирают депутатов разных уровней в Европе и как это будут делать в Украине

Екатерина Одарченкополиттехнолог

Накануне местных выборов в Украине не лишним будет проанализировать, как проходят выборы в странах Западной Европы, и какой опыт мы можем перенять для нашей страны, а также напомнить, по каким правилам будут проходить выборы у нас.

Особенности нового Избирательного кодекса Украины

О новых правилах выборов как местного, так и всеукраинского уровней говорили уже давно, и вот 1 января 2020 года вступил в силу Избирательный кодекс, который вносит существенные нововведения, к которым не каждый может быть готов.

Если говорить о парламентских выборах, то теперь украинец будет выбирать конкретного кандидата от партии в региональном списке. В бюллетене будет изображен определенный трафарет, как на почтовом конверте, чтобы избежать манипуляций трактовкой значения цифры от несовершенного почерка, куда избиратель должен вписать номер партии и номер своего кандидата. Вероятно, пожилые избиратели все же будут делать ошибки и это, по мнению специалистов, приведет к ошибкам в почти трети бюллетеней этой социальной группы. Иностранный опыт подтверждает этот тезис. Больше всего проблем следует ожидать во время первых выборов по этой системе, поскольку не все будут готовы к новым правилам и важным является то, насколько совершенно власть проведет разъяснительную работу.

Согласно новому украинскому Избирательному кодексу депутатов сельских, поселковых и районных советов будут избирать по системе относительного большинства в многомандатных избирательных округах. В то же время депутатов областных и городских советов будут избирать по системе пропорционального представительства по открытым избирательным спискам. Бюллетень разделится на две части: сначала конкретная партия, а затем – конкретный депутат из партии. Но данный раздел вступит в силу только после этих выборов, на которых будет действовать особый закон.

Выборы в областные и городские советы крупных городов будут проходить по открытым партийным спискам. Сельские, поселковые, районные советы, а также городские советы малых городов будут избираться по многомандатному округу (мажоритарной системе). Это означает, что от одного округа избранными будут несколько кандидатов, набравших наибольшее количество голосов.

Но это еще не все. Явным недостатком следует считать увеличение размера залога в 40 раз на местных выборах. Другой новеллой, которая кажется не слишком демократической, является пятипроцентный барьер. Теперь для того, чтобы выбрать мэра города и депутатов, необходимо не только, чтобы большинство города за них проголосовало, но и чтобы сама партия набрала не менее 5% на национальном уровне. Это приведет к монополизации партийного поля и фактически является насильственным принуждением политиков местного уровня идти на выборы от правящей партии, которая точно выиграет выборы. Чтобы понять, к каким последствиям это приведет, стоит посмотреть на провластную партию в России и количество ее членов на местах.

Избирательные системы других стран

Международным правом не выработаны унифицированные стандарты типов избирательных систем. Государство самостоятельно решает этот вопрос или непосредственно на конституционном уровне, либо на уровне отраслевого избирательного законодательства.

Большинство из современных избирательных систем различны вариациями двух классических систем: мажоритарной и пропорциональной.

Рассматривая вариации мажоритарной системы, следует выделить несколько ее разновидностей:

  • систему абсолютного большинства;

  • систему относительного большинства;

  • систему смешанного типа;

  • систему квалифицированного большинства.

В Великобритании за вопросы организации избирательного процесса несет ответственность избирательная комиссия, которая назначается монархом. Избирательная система Соединенного Королевства имеет три уровня: национальный, региональный (выборы в парламент Шотландии, Национальные Ассамблеи Северной Ирландии и Уэльса), местный (выборы в советы округов, общин). В Великобритании применяется как классическая мажоритарная система, так и мажоритарно-преференциальная система (выборы мэров в Англии, Уэльсе при выдвижении более двух кандидатов), а также система единственного передаваемого голоса и смешанная мажоритарно-пропорциональная система.

Интересной особенностью британской избирательной системы является то, что при получении бюллетеня не нужно предъявлять никаких документов, удостоверяющих личность избирателя. Эксперты считают, что это может привести к фальсификации результатов выборов при подсчете голосов.

Британская избирательная система систематически критикуется со стороны различных политических деятелей и политических партий, у которых нет шансов быть избранными. Еще в середине XX века британскую систему характеризовали, как отсутствие желания идти в ногу со временем. Основные аргументы критиков сводятся к тому, что британская система не отражает реальной картины и расстановки социально-политических сил, в частности искажает представительство нижней палаты парламента, имеет недостатки в методике подсчета результатов голосования, а итоги выборов зависят не столько от предпочтений избирателей, сколько от того, как распределены их голоса по округам.

Германия имеет уникальный опыт построения правового демократического федеративного государства. Конкретное воплощение идей федерализма можно проследить на примере функционирования немецкой избирательной системы, через которую проходят интересы как немецких земель, так и федераций в целом. Избирательная система страны делится на три уровня: федеральный (выборы в Бундестаг), региональный (выборы в ландтаги и гражданские собрания земель-городов), местный (выборы в земские, уездные, общественные советы, а также в бургомистры городов). Вследствие желания избежать недостатков классической мажоритарной и пропорциональной избирательной системы, в Германии появилась «смешанная» форма, которая полностью отражает федеративный принцип построения немецкого государства.

Интересным отличием немецкой модели избирательной системы от британской есть возможность отдать два голоса за конкретного депутата по одномандатному округу, а также – за кандидата по земельному списку партии. Таким образом, половина мандатов распределяется между конкретными депутатами, вторая половина – между политическими партиями (всего 598 мандатов). Только после определения всех депутатов в одномандатных округах в соответствии с пропорциональной системой распределяются депутатские мандаты, которые остались. Главной целью такой модели является укрепление связей между депутатами и их избирателями. На региональном уровне в Германии выборы проходят в соответствии с принципами кумулятивного голосования. Городские, коммунальные и сельские органы местного самоуправления избираются в соответствии с пропорциональной избирательной системой.

Достаточно сложно определить лучшую избирательную систему, поскольку преимущества и недостатки каждой из рассматриваемых моделей не являются абсолютными. Однако необходимо помнить, что при реформировании и внедрении определенной избирательной системы важно, как можно лучше адаптировать ее к реалиям жизни страны.

Екатерина Одарченко, специально для «Слово и дело»

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО