Президент Польши Анджей Дуда объявил о начале строительства газопровода Baltic Pipe. Он должен связать газовые месторождения на норвежском шельфе в Северном море с Польшей через Данию. Новый газопровод должен обеспечить энергетическую независимость Польши от России, а также полностью обесценивает идею строительства российского «Северного потока-2». Действия Польши наносят еще один тяжелый удар по «Газпрому», который в последний год преследуют сплошные неудачи.
Завершение строительства польского газопровода Baltic Pipe запланировано на 1 октября 2022 год – аккурат к истечению долгосрочного контракта между Польшей и российским «Газпромом». По словам Анджея Дуды, речь идет о полной диверсификации поставок газа в Польшу, а также о полной независимости Польши от России. «Очень важно, что Польша будет одним из тех гарантов энергетической безопасности Украины, которая, как мы знаем, годами подвергается газовому шантажу со стороны России. Поэтому этот элемент крайне важен для суверенитета и полной независимости Украины», – добавил президент Польши.
Таким образом, Baltic Pipe становится альтернативой российскому «Северному потоку-2» – газопроводу, который должен был запустить российский газ в обход Украины по дну Балтийского моря в Германию. Благодаря СП-2, «Газпром» полностью обесценил бы значение Украины, как транзитного государства, а также лишил бы украинский бюджет миллиардных сумм, поступающих в уплату за транзит.
Против строительства СП-2 выступали, среди прочего, Польша, Украина и страны Балтии, которые опасались, что российский проект представляет собой средство политического давления (чем он на самом деле и является, прежде всего, в отношении Украины). Главным лоббистом СП-2 являлась Германия, преследовавшая, в основном, экономические цели.
Однако «Северный поток-2» имел еще одного могущественного противника в лице США. Американцы рассматривают Европу как рынок сбыта для своего сжиженного газа, а Россию с ее «Газпромом» – как главного конкурента, которого нужно выбросить с рынка. Именно поэтому, в конце 2019 года США приняли оборонный бюджет, в котором предусматривались санкции против иностранных судов, прокладывающих российский газопровод.
Таким образом, строительство СП-2, которое планировалось завершить к началу 2020 года, было приостановлено, когда до финиша оставалось немногим менее 200 км. Американские санкции нанесли тяжелый удар, поскольку невозможность привлечь к прокладке труб иностранные суда, ставила «Газпром» в очень сложное положение – российская сторона крайне ограничена в таких технологиях.
Следующий удар нанесло 1 мая Федеральное сетевое агентство ФРГ. Регулятор германского газового рынка постановил, что «Северный поток-2» должен соответствовать европейским нормам конкуренции, согласно которым половину мощностей СП-2 (55 млрд куб м в год) «Газпром» обязан отдать независимым поставщикам. Выполнить это требование российская газовая монополия не в состоянии, ибо СП-2 запитан от российских газовых источников. Это означает, что если СП-2 и будет достроен, то все равно будет работать в половину от заявленной мощности, что полностью лишает его рентабельности. А польский Baltic Pipe делает СП-2 абсолютно бессмысленным.
То, что из-за позиции США Россия не сможет достроить «Северный поток», «Слово и дело» предсказывало еще два года назад. Вообще, в последнее время «Газпром» терпит поражение за поражением. К уже перечисленным выше неудачам, можно добавить необходимость заключить новый кабальный для «Газпрома» транзитный контракт с Украиной в конце 2019 года, возникшую в результате провала «Северного потока-2». Помимо этого, «Газпром» проиграл Стокгольмский арбитраж (https://ru.slovoidilo.ua/2020/04/28/novost/mir/polsha-namerena-arestovat-aktivy-severnogo-potoka-2) украинскому «Нафтогазу» (итог – выплата в украинский бюджет порядка $3 млрд в конце 2019), а затем все той же Польше ($1,4 млрд). Положение российского газового монополиста усложняется общим снижением цен на сырье, включая и «голубое топливо».
Безусловно, о банкротстве российского газового монополиста говорить еще слишком рано – запас прочности достаточно велик. Однако совершенно очевидно, что РФ уже не может использовать «газовую дубинку», как инструмент политического давления на Украину. Последнее средство такого рода в виде «Северного потока-2» практически обезврежено.
Денис Попович, специально для «Слово и дело».