Эпидемия коронавируса COVID-19, кроме главной угрозы здоровью и жизни, несет в себе существенные риски для мировой экономики. Украина - не исключение. Оказавшись перед лицом целого ряда кризисных явлений, новое правительство Дениса Шмыгаля должно решить нетривиальную задачу: как не дать украинской экономике на фоне общемировых тенденций скатиться в пропасть и восстановить хотя бы частично свои мощности после вынужденного карантина.
Любой кризис – время возможностей. Впрочем, ожидать чуда даже при самых благоприятных обстоятельствах не стоит. Экономику всего мира будет вовсю штормить ближайшие 2 года, а эксперты Международного валютного фонда подсчитали, что эффект от кризиса будет ощущаться как минимум до 2025 года.
Более того, уже в этом году, по прогнозам экономистов, ожидается спад мировой экономики как минимум на 3%. В МВФ также напомнили, что по своей глубине падения новый кризис будет повторять цикл почти столетней давности и по результатам будет напоминать период Великой депрессии. Частично эти прогнозы уже начали сбываться. Так, ВВП Китая в первом квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2019-го сократился на 6,8% – это наибольшее падение экономики этой страны за последние 40 лет.
И если уже мировые экономические гиганты терпят убытки, не поздоровится всем. Впрочем, существенно отличаться ситуация в каждой отдельно взятой стране будет по трем показателям: скорости восстановления экономики, продолжительности кризиса и глубине падения ВВП.
Какие возможности у Украины и какой антикризисный план действий предложит новое правительство уже во время периода выхода из карантина? Насколько эти шаги будут эффективными?
А что у соседей?
Ближайшие страны-соседки из постсоветского лагеря только преодолевают тяжелую фазу карантина. В России имеется значительный запас прочности, власти Беларуси вообще стараются не замечать проблемы с эпидемией, но все же придерживаются жестких защитных мер, не останавливая экономику.
Страны Европы, где коронавирус не привел к таким разрушительным последствиям, как в Италии, Испании и Франции – уже начали внедрять шаги по постепенному выходу из карантинных мероприятий. Правда, правительства всех этих стран заранее предупредили своих граждан: ограничения будут сниматься очень постепенно, а говорить о возвращении к обычному ритму жизни возможно лишь с осени.
Так, в Германии уже со следующей недели открываются магазины розничной торговли, площадь которых не превышает 800 квадратных метров. С 4 мая планируется открыть школы прежде всего для выпускных классов. Именно после этой даты планируется постепенно разрешать и другие «социальные контакты», однако запрет на проведение массовых мероприятий продлится до конца лета.
В Польше планируют начать снимать ограничительные меры по карантину уже с 20 апреля. Прежде всего речь идет об открытии доступа к паркам и детским площадкам, а также существенно упростят требования для работы магазинов, в частности, при условии нахождения в них одного человека на 15 квадратных метров площади. Тем не менее, местные чиновники отмечают, что носить маски и держать дистанцию полякам придется как минимум до конца текущего года.
В Чехии пошли еще дальше – в планах разрешить работу всех кафе и магазинов в обычном режиме уже до 8 июня. Уже на этой неделе в стране заработали небольшие магазины, а в течение 2 следующих недель планируется открыть все торговые сети. В начале июня жители Чехии смогут приобщиться к культурной жизни вне своих жилищ. Правительство позволит показывать театральные представления и проведения других мероприятий до 50 участников.
Существенная разница по сравнению с ситуацией в Украине заключается в том, что власти этих и многих других европейских стран провели в разы большее количество тестирования лиц, у которых подозревали заболевание на коронавирус. Поэтому исходных данных для основательного анализа ситуации с последующим распространением заболеваемости у правительств этих стран намного больше. А значит, и оснований для снятия ограничительных мер.
Стоп-кран для экономики
Карантин постепенно ослабляет и так не слишком мощную украинскую экономику. Речь идет о ситуации с закрытием малого и среднего бизнеса, особенно тех предпринимателей, которые работают в сфере услуг.
По данным Торгово-промышленной палаты, количество безработных за последний месяц увеличилось на 1-1,3 миллиона человек, и сейчас составляет не менее 2,5 миллионов украинцев. Конечно, эти цифры могут быть и больше, ведь не учитывается еще фактор занятости в теневой экономике.
Корректируя показатели бюджета, правительство заложило повышение уровня безработицы на 1,3% в течение 2020 года (с 8,1 до 9,4%). По официальным данным, ситуация с безработицей ухудшилась, хотя и не так критично, как прогнозируют эксперты. Так, в начале апреля за пособием по безработице в центры занятости обратились 364 тысяч человек. Это на 13% больше, чем в апреле прошлого года.
Однако это еще не конец. Пока увольняются и закрывают бизнес те рабочие и бизнесмены, которые просто не могут позволить себе вести предпринимательскую деятельность и платить зарплаты в нынешних обстоятельствах. Однако существует еще «отложенная» безработица – ведь карантин закончится еще не скоро, а значит, и количество безработных может только увеличиться.
Пока правительство не берется спрогнозировать, до какого времени будут продолжаться карантинные ограничения. На официальном уровне речь шла о 24 апреля, однако уже сейчас все понимают: ограничения будут продолжены как минимум до начала мая. В общем, звучат прогнозы о датах 12-15 мая. Скорее всего, именно на эти сроки следует ориентироваться как бизнесу, так и рядовым украинцам.
Падение экономики при нынешней продолжительности карантинных мероприятий может составить минус 4,5%, но в случае продолжения эта цифра будет увеличиваться. По подсчетам экономистов, каждый следующий месяц карантина будет стоить украинской экономике падения в 2,5% ВВП.
Мероприятия по реанимации
Последние 2 недели в правительстве продолжаются дискуссии относительно дальнейших восстановительных мер после выхода из режима ограничительных мер.
На данном этапе удалось утвердить изменения в бюджет, которыми были приведены в соответствие реалиям макроэкономические показатели. Кроме того, создан стабилизационный фонд для противодействия коронавирусу и преодоления его последствий. Средства для него собирали путем урезания статей финансирования различных отраслей.
Изменения в бюджет имели целью выполнения еще одной миссии – возобновление сотрудничества с МВФ на новых условиях. Именно реалистичные показатели и эффективные шаги правительства по преодолению кризиса должны гарантировать предоставление Украине новых траншей кредитования, часть из которых пойдет на финансирование прямых потребностей бюджета, а не только пополнит золотовалютные резервы Нацбанка.
Что касается правок по расходной части изменений в бюджет, которые должны прежде всего придать уверенность социально незащищенным слоям населения в завтрашнем дне, в Кабмине предлагают стимулировать экономику предоставлением льготных кредитов малому и среднему бизнесу. Одно из главных требований для бизнеса, чтобы получить средства под нулевые проценты со сроком погашения тела кредита через год, – это сохранение до 80% рабочих мест и зарплат наемным работникам.
Правительство определило безработицу одним из главных вызовов для посткарантинной Украины. Многие украинцы из-за эпидемии коронавируса вернулись с заработков из стран ЕС и России, и поехать обратно в ближайшее время пока не смогут. Именно благодаря предоставлению льготных кредитов и восстановлению мощностей малого и среднего бизнеса в Кабмине планируют уже в мае создать 500 тысяч рабочих мест для украинцев.
Пока что планы по спасению экономики выглядят не слишком убедительными. Прежде всего из-за отсутствия понимания, когда именно закончится карантин, как быстро МВФ и другие зарубежные кредиторы и партнеры предоставят средства, и хватит ли запаса прочности у отечественной банковской системы. Наконец, важным фактором будет и то, насколько быстро будут восстанавливаться от последствий пандемии и экономического кризиса остальные страны мира и, в частности, экономика Евросоюза. К сожалению, все эти факторы будут влиять на ситуацию сильнее, чем любые антикризисные действия Кабмина. Поэтому главной задачей новой правительственной команды будет не навредить еще больше и сохранить то, что останется от украинской экономики после карантина накануне мощного экономического шторма.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»