На этой неделе стало известно о нескольких важных финансовых показателях, которые можно считать маркерами дальнейшего критического состояния украинской экономики.
Прежде всего стало известно о том, что вот уже 5 год подряд переводы украинских заробитчан существенно превышают суммы прямых иностранных инвестиций в отечественную экономику. За прошлый год эта сумма достигла отметки в 12 миллиардов долларов, что хотя и не критично, но несколько меньше, чем в 2018 году. Это еще одно подтверждение тому, что нынешняя «прочность» гривны – заслуга не только Нацбанка и правительства, но и рядовых граждан, которые активно поддерживают собственные семьи твердой валютой из-за рубежа. Эти деньги позволяют худо-бедно подпитывать экономику Украины, хотя большинство из них преимущественно наполняют сферу торговли, развлечений и строительства жилья.
Во-вторых, на днях министр экономики Тимофей Милованов обнародовал довольно реалистичный прогноз: для того, чтобы догнать экономические показатели Польши и достичь сопоставимого уровня заработных плат, украинской экономике нужно за пять лет увеличить ВВП на 40% (около 8% роста в год), создать более миллиона рабочих мест и привлечь 50 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций. В настоящее время все эти показатели в разы меньше прогнозов министра экономики.
Самое интересное в этой статистике то, как правительство собирается привлекать работников, даже если будут созданы условия для организации 200 тысяч рабочих мест ежегодно. Еще в прошлом году министр Кабмина Дмитрий Дубилет предоставил точные данные о возможной трудовой миграции – с начала 2019 года выехали за границу и не вернулись в течение 21 дня около 1,5 миллиона украинцев. То есть цифры возможной трудовой миграции украинцев за границу только в течение одного года намного выше, чем правительство планирует ежегодно создавать новые рабочие места.
В целом создается впечатление, что слабая украинская экономика стимулирует своих же граждан ехать за границу и работать на чужое благосостояние, тем временем удовлетворяясь и прозябая за счет валютных переводов работников. Возможно, не осознавая этого, и старая, и новая украинские власти стимулируют создание некоего нового типа отечественной экономической системы, стабильность которой гарантировали бы не только финансовые поступления от сырьевых ресурсов, которые в целом контролируются олигархами, а еще бы дополнительно компенсировались валютными поступлениями от заробитчан? Если это так, тогда стоит обратить особое внимание на процессы, происходящие на зарубежном рынке труда и в целом создавать отдельную стратегию поведения с украинскими трудовыми мигрантами. Ведь они – одна из наиболее активных категорий населения. И фактор массовой трудовой миграции и зарубежных заработков – это нужно признать на государственном уровне – никуда не исчезнет в ближайшие 5-10 лет.
Спасательный круг из-за рубежа
Переводы гастарбайтеров – настоящий спасательный круг для украинской экономики. В 2017-2018 годах украинские трудовые мигранты вообще перевели рекордные суммы денег: 12 и 14 миллиардов долларов соответственно. Прошлый год также был достаточно «урожайным» на переводы, однако эксперты указывают на постепенное снижение их уровня.
Основных причин – две. Во-первых, все больше украинцев остаются за рубежом и постепенно обустраиваются, переезжая жить уже вместе со своими семьями. Некоторые украинцы не только работают на кого-то, но и открывают собственный бизнес за рубежом, получают ипотеку или даже занимаются работой на фрилансе для украинского внутреннего рынка.
Во-вторых, средняя украинская зарплата также постепенно растет. Так, еще в 2016-м ее уровень составлял около 6000 гривен в месяц, тогда как в 2019-м – уже более 10 000 гривен. Учитывая, что национальная валюта в прошлом году продемонстрировала чудеса устойчивости, многие украинцы, которые работали на низкоквалифицированных должностях за рубежом, начали постепенно возвращаться домой. Правда, социологи указывают на то, что такая тенденция наблюдается в основном среди граждан в возрасте от 45 лет и старше.
Однако угрожающая ситуация с трудовой миграцией наиболее способных граждан в ближайшей и среднесрочной перспективе все еще может быть выгодна для украинского правительства. Ведь украинцы перечисляют огромные средства из-за рубежа для своих семей, или откладывают заработанное, чтобы вскоре в том или ином виде вложить в украинскую экономику.
Цивилизованный подход к трудовой миграции
Все больше стран Евросоюза начали обращать внимание на украинских трудовых мигрантов не только как низкоквалифицированную и малооплачиваемую рабочую силу, но и как хороших специалистов в определенных областях, образованных и трудолюбивых рабочих, которые пытаются заработать деньги и не рассчитывают на социальную помощь от правительств других государств. Именно поэтому такие страны, как Польша, Словакия, Чехия, и с недавних пор Германия – стали увеличивать квоты для легальных рабочих из Украины. Для закрепления легальных трудовых отношений украинцы платят большие средства в бюджеты стран ЕС, однако не всегда получают желанную работу – этот аспект также следует учитывать, анализируя зарубежный рынок труда.
Впрочем, если оформиться все же удалось, украинцы могут получать не только достойную оплату труда, но и медицинскую страховку и открыть собственный накопительный счет, чтобы в будущем иметь возможность постепенно откладывать себе на пенсию. В то же самое время в Украине только задумались над тем, чтобы хотя бы как-то на законодательном уровне унормировать вопрос накопления стажа работающими украинцами и создать возможность его легализации для получения пенсий нашими согражданами.
Ведь подобных договоренностей с правительствами других государств нет, а это сразу ставит еще острее вопрос о мобильности украинских трудовых ресурсов в Европе и в мире. Если рабочий будет знать о том, что где бы он ни работал, но при этом сможет накопить себе достойную пенсию, он бы легально оплачивал страховые взносы и для своего накопительного счета, и в бюджет государства, гражданином которого он остается и от которого планирует получать пенсию.
Останавливать или стимулировать?
С января 2016 года в Украине заработал закон «О внешней трудовой миграции» – пока это едва ли не единственный документ, который защищает права украинских трудовых мигрантов.
Уже сейчас понятно, что трудовая миграция – один из самых больших факторов риска для отечественной экономики на этапе ее роста. Еще несколько лет назад большинство украинцев в возрасте 30-50 лет, которые ехали на временные заработки за границу, выражали желание вернуться. Впрочем, впоследствии оказалось, что уровень заработных плат – это не единственный аргумент, ради которого украинцы ищут лучшей судьбы за рубежом.
Отсутствие существенных изменений в налоговой политике, вопрос легкости ведения бизнеса, доступности кредитных ресурсов, ипотеки, качественного и понятного медицинского обслуживания и проведения кардинальной пенсионной реформы – это те факторы, которые все чаще преобладают в аргументах для трудовых мигрантов выбирать постоянную жизнь в других странах.
Интересно, что в прошлом году в парламенте предыдущего созыва был зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно государственной защиты трудовых мигрантов», которым предлагалось усовершенствовать защиту государством прав внешних трудовых мигрантов, в частности в сфере образования, пенсионного обеспечения и налогообложения. Речь шла об отмене так называемого «двойного налогообложения» доходов трудовых мигрантов путем заключения соответствующих международных договоров и предоставления налоговых льгот трудовым мигрантам и членам их семей в Украине.
Кроме того, речь шла о создании отдельного органа исполнительной власти, который бы занимался формированием и реализацией государственной политики в сфере внешней трудовой миграции. Впрочем, пока эти планы уже новая власть решила несколько отложить, президент Владимир Зеленский предложил мигрантам оставаться и получать льготные кредиты на открытие собственного дела под 5-7% годовых. В правительстве уже даже отчитались, что программа кредитования пользуется спросом, хотя понятно, что о ее эффективности можно будет судить как минимум через 3-5 лет.
Пока очевидно, что украинцы и в дальнейшем продолжат уезжать на заработки за рубеж – слишком очевиден весь спектр преимуществ. Впрочем, стоит помнить и о том, что трудовая миграция – это не всегда проблема в долгосрочной перспективе. В условиях привлекательного бизнес-климата для развития малого и среднего предпринимательства заработанные мигрантами средства за рубежом могли бы стать двигателем реформ и изменений в экономике Украины. Ранее эксперты Международной организации по миграции обнародовали исследование, согласно которому каждый пятый мигрант готов инвестировать средства не только в свою семью, но и в деятельность местной общины, откуда он и отправился за поиском больших заработков. Именно эти данные следует учитывать и нынешнему, и будущему правительствам Украины и развивать государственную стратегию на прагматических целях – так, как этого достигают в правительствах соседних стран ЕС.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»