Вода в Крым: трудности перевода или что показали заявления Арахамии

Денис Поповичжурналист

Народный депутат, глава фракции «Слуга народа» в Верховной раде Давид Арахамия принес публичные извинения за свое неосторожное высказывание по поводу перспектив подачи днепровской воды в Крым. Инцидент следовало бы считать исчерпанным, если бы он не наталкивал на некоторые тревожные мысли.

Заявление о возможности подачи днепровской воды в аннексированный Россией Крым Арахамия сделал в эфире телеканала «Прямой». Народного депутата попросили высказать свое личное отношение к ситуации, при которой президент РФ Владимир Путин мог бы предложить пойти на уступки по Донбассу в обмен на поставки Украиной воды в аннексированный Крым.

«Я буду считать это достаточным компромиссом. Я бы на такое пошел. Потому что в Крыму так или иначе водой будут пользоваться граждане Украины…», – ответил господин Арахамия, особо подчеркнув, что выражает свою личную позицию.

Глава фракции СН добавил, что обязательным условием для такого размена послужил бы обязательный отход вражеских вооруженных формирований из Донбасса в Ростов, а также передача государственной границы на востоке под контроль Украины.

Высказывание господина Арахамии насчет вариантов подачи воды в Крым вызвало резонанс в обществе. Депутата обвиняли в торговле территориями, причем возмущения слышались даже от жителей Крыма. В частности, главу фракции СН спрашивали, как он намерен выделять «граждан Украины» в Крыму, если все жители аннексированного полуострова, вне зависимости от своих взглядов на события 2014 года, вынуждены были получить российские паспорта. И самое главное, что делать с 40 тысячами российских военных, которые тоже, наверняка, захотят попить водички, доставленной из Днепра.

Реакция вынудила господина Арахамию извиниться за неосторожные высказывания. «Отдельно хочу принести извинения гражданам Украины, переселенцам, крымчанам, которых могли оскорбить мои слова, даже несмотря на то, что они были вырваны из общего контекста и на самом деле были трактовкой предположений, озвученных не мной», – написал Арахамия в своем Facebook.

Нужно признать, что телевизионные откровения Арахамии являются скорее неосторожностью, чем злым умыслом. Во-первых, если послушать запись этого разговора, то можно убедиться, что сама постановка вопроса загоняла собеседника в определенный коридор рассуждений: как Вы относитесь к ситуации, если Владимир Путин предложит такой вот размен.

Но Путин никогда, по крайней мере, в публичной плоскости, не предлагал подобных разменов. Напротив, в Кремле настаивают на том, что принадлежность Крыма России вообще не подлежит обсуждению. Этот же тезис повторил и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя слова Арахамии. По его словам, Крым не может быть объектом размена, хотя Россия готова рассмотреть варианты поставок воды на полуостров, в том числе и на коммерческой основе.

Во-вторых, заметно, что Арахамия изо всех сил подбирал слова, пытаясь дать ответ на провокационный вопрос. Например, его утверждение о том, что водой в Крыму будут пользоваться граждане Украины, можно объяснить тем, что он действительно считает крымчан гражданами нашей страны, а Крым – украинской территорией. Но реакция общества была именно такой, какой она была. И лучше бы Арахамия действительно ушел от ответа, пояснив, что никто пока не предлагает разменять Донбасс на воду, а значит и предмета для обсуждения просто нет…

После принесенных извинений инцидент стоит считать исчерпанным. Тем более, что во фракции «Слуга народа» еще раз заверили, что вопрос поставок воды в Крым не обсуждался, а Арахамия изложил собственную позицию, не имеющую ничего общего с позицией государства. Но осадок от этой истории все равно остался неприятный.

Совершенно очевидно, что вопрос поставок воды в Крым болезненно воспринимается украинским обществом. Аннексию никто не забыл, никаких «разменов» люди не потерпят и даже гипотетическое обсуждение каких-либо вариантов сразу же приводит к негативной реакции. В то же время ситуация с безобидным в общем-то высказыванием Арахамии показала, что граждане не понимают позицию властей по этому поводу и ждут от них подвоха, подозревая, что тайные переговоры с оккупантами по поводу сдачи украинских земель уже ведутся.

И здесь возникает вопрос отсутствия коммуникаций с обществом. Вместо того, чтобы сразу артикулировать конкретные позиции по поводу того же Донбасса или Крыма, власть делает это только после того, как возникает какой-то скандал. Причем иногда такая позиция вырабатывается именно под влиянием скандала. Складывается впечатление, что раньше об этом вообще никто не задумывался. История с Арахамией – лишнее тому подтверждение: если бы не злополучный эфир на «Прямом», мы бы не скоро услышали четкую позицию «монобольшинства» насчет поставок воды в Крым.

Денис Попович, специально для «Слово и Дело».

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО