Мало какая тема настолько привлекает всеобщее внимание, как подсчет чужих денег. А если учесть, что премиальные руководителям государственных предприятий и министрам в очевидном смысле нам совсем не чужие, а что ни на есть наши деньги, общественный резонанс по поводу огромных выплат обеспечен.
По соцсетям ходят сравнения могучей получки директора «Укрпочты» Игоря Смелянского и генерального почтмейстера США Меган Бреннан. И в абсолютном выражении заработки украинского менеджера куда выше, чем у американки, а в относительном все выглядит еще нагляднее: если содержание генерального почтмейстера обходится американской почте в 0,0009% оборота компании, то на Смелянского «Укрпочта» тратит 0,34% от оборота. Говорят, в этом учреждении, пропитанном советским духом, с приходом нового менеджмента произошли революционные перемены. Ухо ловит эти разговоры, глаз перемен не замечает. Как и в сфере культуры, министерство которого побаловало себя щедрыми новогодними подарочками за наш счет.
С премиальными руководству «Нафтогаза» и проще, и сложнее. С одной стороны, эти люди вытащили компанию со дна, закрыли черную дыру и заработали Украине большие деньги, одержав серьезную победу в противостоянии с российским «Газпромом». И по контракту им полагается 1% от выигранной суммы, а она колоссальна – 2,9 миллиарда долларов. Но положенные к выплате «на руки» 700 миллионов гривен превышают возможности фантазии простых и не очень простых граждан. Для сравнения: в бюджете Украины на 2020 год заложено 246 миллионов на социальную адаптацию ветеранов боевых действий на Донбассе, 806 миллионов – на доплату одиноким пенсионерам.
Никто не спорит, что политики, чиновники и нанятые государством менеджеры должны получать адекватное вознаграждение. Вопрос остается один: адекватное чему?
Собственное государство всегда было главным врагом Украины, ее грабителем и душителем любых устремлений к свободе и развитию. Все значимые капиталы в стране, так и оставшейся нищей, получены с помощью государства и при этом в его обход и в обман, по сути, путем перекачки общественного в личные карманы. И когда звучат жалобы на слабое финансовое обеспечение политиков и чиновников, это вызывает предсказуемое раздражение. Насколько бы ни были правы отдельные государственники-бессребреники, их жалкие голоса не слышны за самодовольным рокотом автомобилей представительского класса, купленных нищими бюджетниками, которые освоили имеющиеся возможности. НАПК немного портит им беззаботную жизнь, но есть куча приемов, как от этого досадного обстоятельства отмахнуться.
Поэтому да, давно пришла пора навести простой и прозрачный порядок в системе оплаты людей, работающих по найму у государства, но задача первостепенной важности – загнать его, государство, на место, умять в минимальные объемы функций и держать в черном теле. И лупить при малейшем подозрении, что оно пытается взять на себя больше, чем следует. Потому что брать будет за наш с вами счет, откуда же еще. И у берущих от имени государства будут совершенно озабоченные физиономии, хороший аппетит и поставленные голоса, бойко рассуждающие о патриотизме.
Леонид Швец, специально для «Слово и Дело»
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.