9 января Иран предоставил Украине первые сведения об авиакатастрофе самолета МАУ в Тегеране. Организация гражданской авиации Ирана сообщила, что возгорание самолета произошло до того, как он столкнулся с землей. В докладе говорится о том, что он пытался вернуться в аэропорт из-за неполадки. Траектория самолета свидетельствует о том, что он следовал на запад, но потом начал разворачиваться обратно в аэропорт. Однако экипаж не сообщал о внештатной ситуации на борту и не просил помощи. Кроме того, в докладе сообщили о том, что черные ящики с самолета МАУ повреждены, из-за чего часть данных на них потеряна. Также со ссылкой на данные разведки несколько мировых лидеров заявили о высокой вероятности того, что пассажирский лайнер МАУ был сбит в Тегеране иранской ракетой или ракетами. Иран отверг обвинения в том, что украинский «Боинг» был сбит ракетой. В комментарии «Слово и Дело» политолог Олег Лисный подчеркнул, что на данном этапе нужно время для того, чтобы появилась окончательная версия.
Олег Лисный обратил внимание, что версия, к которой изначально приучали общество, о том, что произошла техническая неисправность, уже сменилась другой. Теперь говорят о том, что лайнер сбила ракета. Пока что нет четких подтверждений, что самолет сбит иранской ракетой, но нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что у Канады как члена НАТО хороший контакт с США и другими партнерами Альянса, отметил эксперт.
«Мы знаем, что такое спутник. Если в советское время можно было прочитать название газеты на столе у генсека, то можно только представить, какие возможности сейчас», – подчеркнул политолог.
Также Олег Лисный акцентировал внимание на заявлениях авторитетных мировых лидеров, в частности, Джастина Трюдо и Бориса Джонсона о том, что Иран мог сбить самолет МАУ случайно.
«Случайно» в данной ситуации – ключевой термин. Что это значит?» – задался вопросом эксперт.
Он заметил, что параллельно с возникновением данных заявлений ощущается давление на ОПУ, чтобы президент высказался по данному поводу. Однако быстрая реакция и попытка занять сторону США, Канады или другую может быть чревата для нас, заметил эксперт.
Политолог напомнил, что Украина, как политический субъект, уже неоднократно обжигалась из-за своих поспешных решений или громких заявлений, чему пример – американские выборы. По его мнению, как минимум Украине нужно получить четкие доказательства от партнёров данной версии и только тогда делать какие-то выводы.
«Факты – это сухая информация. Информация плюс эмоции – уже манипуляция», – констатировал Лисный.
Олег Лисный выразил предостережения по поводу того, что мировые лидеры к версии о том, что самолет сбит иранской ракетой, добавили термин «случайно».
«Во-первых, возможно, таким образом со стороны мировых лидеров дается какой-то люфт. Однако непонятно кому: Ирану или США? Во-вторых, «случайно» могут взять на заметку в Кремле в деле МН17. Для России это может стать одним из аргументов, мол и тогда могло все произойти случайно. Не исключено, что будут попытки провести параллели», – пояснил эксперт.
Политолог не исключил, что в итоге трагедия Боинга-737 может стать информационным оружием в информационной войне. Только время сможет показать, кто использует это оружие и против кого, добавил он.
«Игроков очень много, каждый попытается использовать ситуацию в свою пользу. Поэтому, Украине сейчас важно не навредить и не спешить с выводами», – констатировал Лисный.
Эксперт также обратил внимание на заявления о том, что черные ящики с самолета МАУ повреждены, из-за чего часть данных на них потеряна. По мнению эксперта, такие пассажи с самого начала вызывают сомнения.
Политолог допустил, что поскольку Иран – тоталитарное государство, не исключены попытки засекретить информацию.
Однако, на его взгляд, для таких маневров уже слишком мало шансов, поскольку время и процессы пошли быстрее.
«Если эксперты других стран пустят в информационное поле какие-то факты о том, что, например, это действительно была ракета, то Ирану придется либо признавать факт, либо действовать по примеру РФ, то есть так же, как Москва, открещивается в ситуации с «Буком», – отметил Олег Лисный.
Кроме того, политолог скептически оценил тот факт, что сначала Иран не допустил представителей других стран к расследованию, а после изменил решение и якобы показал свою открытость.
Подытоживая, эксперт подчеркнул, что на текущем этапе многое будет зависеть от того, насколько другим политическим игрокам выгодно загонять Иран в угол.
«Украина в очередной раз оказалась в большой игре. Пока не в проигрыше, но не в простой ситуации», – резюмировал Олег Лисный.
Напомним, глава Национального управления авиации Ирана Али Абидзаде заявил, что представителей других стран пригласили к участию в расследовании.
Что известно о трагедии Boeing-737 – по ссылке.
Также «Слово и Дело» решило напомнить о наиболее резонансных авиакатастрофах в мировой истории за последние 40 лет.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.