В Тегеране (Иран) утром 8 января упал пассажирский самолет компании «Международные авиалинии Украины». В результате авиакатастрофы никто не выжил. «Слово и Дело» собрало все, что на данный момент известно об инциденте.
Самолет рейса PS 752 направлялся из Тегерана в Киев. Он вылетел из иранского аэропорта в 6:10 утра по местному времени и через несколько минут после взлета исчез с радаров. По последним данным, на борту самолета было 167 пассажиров и 9 членов экипажа, все они погибли. Как изначально сообщили местные власти, а позже и министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко, большинство людей в самолете – граждане Ирана. Информация по странам происхождения погибших: Иран – 82, Канада – 63, Украина – 2+9 (экипаж), Швеция – 10, Афганистан – 4, Германия – 3, Великобритания – 3.
Через несколько часов после катастрофы в СМИ появилось видео предположительно падения украинского самолета, а также фотографии с места крушения.
Катастрофа самолета МАУ: реакция Зеленского
Президент Владимир Зеленский выразил соболезнование родным и близким пассажиров и членов экипажа самолета. Глава государства также сообщил, что прерывает свою поездку в Оман и вылетает в Киев. «Все мероприятия держу на личном контроле. Очень прошу всех воздержаться от спекуляций и выдвижения непроверенных версий относительно катастрофы официальным сообщениям», – отметил он.
Кроме того, Зеленский поручил генеральному прокурору Руслану Рябошапке открыть уголовное производство по факту авиакатастрофы. «Должна быть создана следственная комиссия из представителей силовых и профильных ведомств, ответственных за гражданскую авиацию. Должны отработать все возможные версии. Независимо от выводов о причинах катастрофы в Иране будет проведена проверка летной годности всего гражданского флота», – заявил президент.
Офис генерального прокурора начал расследование авиакатастрофы, данные внесены в Единый реестр досудебных расследований по ч. 3 статьи 276 Уголовного кодекса (нарушение правил безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее гибель людей).
В аэропорту «Имам Хомейни» сейчас находятся посол и консул Украины в Иране. По поручению президента аппарат Совета национальной безопасности и обороны создал оперативный штаб. Для вывоза тел погибших подготовлены специальные самолеты, Украина ждет согласования иранской стороны для отлета.
Премьер-министр Алексей Гончарук тоже выразил соболезнование и сообщил, что подготовлена группа для помощи в поисковой операции и для расследования причин катастрофы.
Причины катастрофы украинского самолета в Иране
Как отметили все официальные лица, о причинах катастрофы можно будет говорить только после специального расследования. На данный момент спасательные службы обнаружили два черных ящика самолета.
В Иране одной из версий крушения назвали техническую неисправность двигателя. Кроме того, там опровергли сообщения некоторых СМИ о том, что самолет мог быть сбит ракетой. Известно также, что перед падением самолет набрал высоту 2400 метров, а пилоты не объявляли тревогу.
При этом в МАУ настаивают на том, что самолет был технически исправен, а экипаж – опытным: «Самолет 2016 года производства, был получен авиакомпанией напрямую с завода концерна. Последнее плановое техническое обслуживание самолет прошел 6 января 2020 года». В компании отметили, что будет проведено тщательное расследование происшествия с привлечением авиационных властей Украины, Ирана, представителей компании-производителя Boeing и Национального бюро расследования авиационных происшествий.
В предварительном отчете Организации гражданской авиации Ирана говорится, что самолет загорелся перед катастрофой и пытался вернуться в аэропорт. Об этом свидетельствуют траектория полета и свидетельства очевидцев.
Издание Reuters 9 января сообщило со ссылкой на источник в спецслужбах Канады о том, что есть доказательства перегрева одного из двигателей самолета. Еще пять источников Reuters – в спецслужбах США, Канады и европейской страны – говорят о технической неисправности упавшего самолета МАУ.
В то же время Bellingcat собирается проверить версию о ракетной атаке на украинский самолет в Тегеране. Ранее в сети появилась фотография предмета, якобы найденного на месте крушения и похожего на остатки ракеты.
Зеленский ночью провел совещание в связи с авиакатастрофой в Тегеране
Президент Украины Владимир Зеленский в ночь с 8 на 9 января провел на Банковой совещание в связи с авиакатастрофой. В совещании приняли участие также премьер-министр Алексей Гончарук, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов, министр обороны Андрей Загороднюк, министр иностранных дел Вадим Пристайко.
В Офисе президента сообщили, что Иран выразил готовность оказать необходимую помощь для расследования катастрофы. В Украине проводится работа с родственниками погибших, им оказывают психологическую помощь. Кроме того, происходит сбор ДНК родственников погибших украинцев. 9 января в Украине объявлен день траура.
Также рано утром Зеленский опубликовал видеообращение по поводу авиакатастрофы в Иране. В нем президент выразил соболезнование семьям всех погибших и заверил, что семьям украинцев будет предоставлена государственная помощь. «Бесспорно, приоритетом для Украины является установление причин авиакатастрофы. Мы обязательно узнаем правду. Для этого будет проведено детальное и независимое расследование в соответствии с нормами международного права», – сказал он.
На 9 января у Зеленского был запланирован телефонный разговор с президентом Ирана. Также в Украине проведут внеплановые проверки состояния безопасности самолетов МАУ и других отечественных авиакомпаний. Украинским гражданам рекомендовано воздержаться от посещения региона. До выяснения всех причин катастрофы украинским авиакомпаниям запрещены полеты в воздушном пространстве Ирана и Ирака. «Сейчас наше информационное пространство насыщено многочисленными теориями и домыслами относительно трагедии. Нужно дождаться хотя бы предварительного отчета работы комиссии по расследованию. И я прошу всех – особенно, когда Украина находится в условиях информационной войны, – воздержаться от манипуляций, спекуляций, теорий заговора, поспешных категорических оценок и непроверенных версий», – подчеркнул президент.
В Иране для помощи в расследовании находятся украинские специалисты
Расследованием авиакатастрофы украинского самолета будет заниматься комиссия, созданная Организацией гражданской авиации Ирана. Однако сегодня ночью в Иран в составе поисково-спасательной группы прибыли 45 украинских специалистов, в том числе из Государственной авиационной службы, Национального бюро расследований авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами и представители МАУ.
Зеленский ожидает, что украинские специалисты будут включены в работу комиссии, в частности, допущены к расшифровке черных ящиков.
Кроме того, премьер-министр Канады Джастин Трюдо заявил, что страна будет добиваться участия ее представителей в расследовании катастрофы самолета в Иране: «Канада будет опираться на международных партнеров для консульской поддержки и обратится непосредственно к Ирану с просьбой помочь в расследовании аварии украинского самолета в Иране, в результате которой погибли по меньшей мере 63 канадца».
Катастрофа самолета МАУ: в СНБО назвали четыре версии
9 января стало известно, что в Совете национальной безопасности и обороны рассматривают четыре версии падения самолета МАУ в Иране. По словам секретаря СНБО Алексея Данилова, это:
поражение самолета зенитной ракетой ЗРК, в том числе ЗРК «Тор». Информация об обнаружении обломков появилась в сети.
столкновение с беспилотником либо другим летающим объектом;
разрушение и взрыв двигателя по техническим причинам;
взрыв внутри самолета в результате теракта.
Кроме того, еще три версии случившегося Данилов назвал пока что «закрытыми».
«В состав комиссии включены специалисты, которые принимают участие в международном расследовании крушения малазийского Boeing МН-17 на Донбассе. Наша комиссия в данный момент согласовывает с иранскими властями вопрос выезда на место катастрофы, и намерена провести поиски обломков российской зенитной ракеты ЗРК «Тор» согласно тем данным, которые были опубликованы в интернете», – рассказал Данилов.
Тем временем президент Владимир Зеленский по очереди проводит телефонные разговоры с лидерами стран, чьи граждане погибли в результате крушения украинского самолета. В данный момент Зеленский уже поговорил с премьером Швеции Стефаном Левеном. В Стокгольме заявили о готовности помочь всеми возможными средствами в расследовании катастрофы. Разговор был также проведен с президентом Афганистана Мохаммедом Ашраф Гани. Зеленский пообещал предоставлять Афганистану всю информацию о результатах расследования.
Самолет МАУ могли случайно сбить иранской ракетой
Вечером 9 января на первый план вышла версия о том, что украинский самолет в Тегеране могли непреднамеренно сбить ракетой. Сначала об этом сообщил ряд западных СМИ со ссылкой на свои источники. Издание Newsweek со ссылкой на источники в Пентагоне написало, что противовоздушная оборона Ирана, вероятно, была активна после ракетного обстрела баз США. Самолет, возможно, был поражен ЗРК «Toр-M1».
Телеканал CNN в то же время сообщает, что самолет МАУ мог быть сбит двумя ракетами класса «земля-воздух» (SA-15) российского производства (данные неназванного чиновника, связанного с разведкой). А The New York Times опубликовало видео якобы момента поражения самолета ракетой.
Один из расследователей Bellingcat Кристо Грозев сообщил, что ракета могла быть выпущена с секретной иранской военной базы IRSG: «Используя визуально воспринимаемую скорость движения ракеты относительно фактически известной скорости Тор-М, я смог вычислить угол относительно траектории. Это расстояние от места запуска составляло около 6,5 км. Один кандидат: секретная база IRSG».
Одновременно со СМИ версию ошибочного попадания ракеты стали озвучивать и мировые лидеры. Президент США Дональд Трамп завил о сомнения в том, что причиной авиакатастрофы стали неполадки с двигателем. «Самолет летел в довольно опасном районе, и они могли ошибиться. Некоторые люди говорят, что это были механические проблемы. Лично я не думаю, что это так», – сказал он.
Премьер-министр Канады Джастин Трюдо прямо заявил, что у его страны и союзников есть данные разведки о том, что самолет МАУ был сбит иранскими силами ПВО. «У нас есть разведывательная информация из многих источников, включая наших союзников и нашу собственную разведку, которая указывает на то, что самолет был сбит иранской ракетой «земля-воздух». Это, возможно, было непреднамеренно», – рассказал Трюдо на пресс-конференции.
Эту версию поддержал и премьер Великобритании Борис Джонсон. По его словам, иранская ракета могла случайно поразить взлетавший из Тегерана самолет. При этом Джонсон отметил, что необходимо провести полное расследование катастрофы.
В то же время официальный представитель правительства Ирана Али Рабии отрицает версию с ракетой: «Жаль, но психологическая манипуляция правительства США и тех, кто осознанно или неосознанно ее поддерживает, только добавляет горя лишившимся родных».
Зеленский призвал международных партнеров предоставить доказательства версии с ракетой
Реакция президента Владимира Зеленского на версию о попадании ракеты в украинский самолет появилась утром 10 января. «Версия о попадании ракеты в самолет не исключается, но на сегодня не является подтвержденной. Учитывая последние заявления лидеров государств в СМИ, мы призываем всех международных партнеров – прежде всего правительства США, Канады и Великобритании – предоставить данные и доказательства, касающиеся катастрофы, в распоряжение комиссии по расследованию причин. Днем у меня будет разговор о ходе расследования с государственным секретарем США Майком Помпео», – говорится в заявлении.
При этом глава государства отметил, что «ценность человеческой жизни выше любых политических мотивов».
Иран признал вину в катастрофе самолета МАУ
После ряда заявлений мировых лидеров о том, что украинский самолет в Тегеране могли сбить ракетой, власти Ирана официально признали свою вину. «Внутреннее расследование Вооруженных сил пришло к выводу, что, к сожалению, ракеты, выпущенные из-за человеческой ошибки, привели к ужасной катастрофе украинского самолета и гибели 176 невинных людей», – говорится в заявлении президента Ирана Хасан Роухани. Он также пообещал привлечь всех виновных в инциденте к ответственности и распорядился принять меры для выплаты компенсации.
Вскоре после президента Ирана свое заявление сделал Владимир Зеленский. Он заявил, что Украина будет настаивать на полном признании вины: «Мы ожидаем от Ирана заверений в готовности к полному и открытому расследованию, привлечения виновных к ответственности, возвращения тел погибших, выплат компенсаций, официальных извинений по дипломатическим каналам. Надеемся, что расследование в дальнейшем будет происходить без искусственных задержек и препятствий».
Свой комментарий дал и президент авиакомпании МАУ Евгений Дыхне. По его словам, у него не было сомнений в невиновности компании и экипажа в авиакатастрофе в Иране.
В Иране также уже заявили, что ускорят расследование авиакатастрофы украинского самолета, при том, что накануне говорили о том, что на расследование может уйти до двух лет. Судебные органы Вооруженных сил Ирана должны в кратчайшие сроки собрать документы генерального штаба, Корпуса стражей исламской революции и Организации гражданской авиации.
Украина выплатит семьям погибших по 200 тысяч гривен
Премьер-министр Алексей Гончарук сообщил, что государство выплатит семьям погибших в авиакатастрофе в Иране по 200 тысяч гривен помощи. Кроме того, авиакомпания МАУ в соответствии с коллективным договором осуществит выплаты семьям членов экипажа. Сколько выплатит Иран, как виновник катастрофы, пока неизвестно. «Поскольку катастрофа украинского самолета не рядовой случай, выплата компенсаций зависит от договоренностей Ирана и Украины», – заявил руководитель отдела по расследованию событий организации гражданской авиации Ирана Хасан Резайфар.
Тела погибших украинцев планируют вернуть на родину 20-21 января. По словам секретаря СНБО Алексея Данилова, 30% тел погибших уже идентифицированы.
Тем временем Офис генерального прокурора Украины переквалифицировал дело по авиакатастрофе в Иране на статью об умышленном убийстве: «По результатам обработки данных, полученных в результате сотрудничества с международными партнерами, а также от украинских правоохранителей и экспертов с места трагедии, и учитывая признание Ираном вины за сбитый самолет авиакомпании МАУ военными этой страны, Офисом генерального прокурора принято решение об изменении квалификации уголовного преступления, по которому открыто производство». Следствие будет продолжаться по статьям Уголовного кодекса, которые предусматривают ответственность за умышленное убийство двух и более людей и уничтожение самолета. Кстати, помогать в международном расследовании катастрофы будут не только страны, чьи граждане погибли, но и, к примеру, Франция. Именно там будут расшифровывать бортовые самописцы.
Президент Владимир Зеленский после признания Ираном вины в катастрофе самолета МАУ снова обратился к украинцам. Он сообщил, что в ходе разговора с президентом Ирана договорился о максимально быстром процессе идентификации тел погибших, совместной работе по расшифровке черных ящиков, полном юридическом и техническом взаимодействии. «Я призываю всех международных партнеров Украины, все мировое сообщество быть едиными и настойчивыми до полного и окончательного расследования всех обстоятельств этой катастрофы. Ради человека, который должен в этом бурном мире чувствовать себя безопасно – на земле, воде или в воздухе. Потому что человек и его жизнь должны быть высшей ценностью для любой власти, любого государства, любого политика», – сказал Зеленский. Он также пообещал, что все виновные в катастрофе будут наказаны.
Тем временем в нескольких крупных городах Ирана вспыхнули протесты после признания властей вины в крушении украинского самолета. Протестующие требуют отставки власти. Сегодня утром, 13 января, уже известно о случаях силового разгона акций.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.