В среду, 27 ноября, в Минске состоялось очередное заседание Трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на Донбассе. Фактически это было последнее заседание перед запланированным на 9 декабря парижским саммитом «нормандской четверки», в рамках которого должна состояться долгожданная для президента Владимира Зеленского встреча с президентом РФ Владимиром Путиным. По итогам заседания ТКГ представители России выдвинули Украине ряд новых требований, свидетельствующих о том, что парижская встреча может обернуться для Зеленского сплошным разочарованием.
После заседания ТКГ в Минске Дарка Олифер, пресс-секретарь представителя Украины, экс-президента Леонида Кучмы, сообщила, что Украина выполнила все договоренности лидеров стран «нормандской четверки», которые были достигнуты в октябре 2016 года. «В частности, речь идет о разведении сил и средств на участках в районе населенных пунктов Золотое, Петровское, Станица Луганская; возведении моста у КПВВ в Станице Луганской; решении вопроса водоснабжения в Луганской области», – уточнила Олифер.
Выполнение этих договоренностей открывало путь для организации встречи лидеров «нормандской четверки», в рамках которой планируются переговоры между президентом Украины Владимиром Зеленским и России – Владимиром Путиным.
В то же время Дарка Олифер отметила, что представители ОРДЛО не выполнили часть своих обязательств. Однако проведению Нормандского саммита, запланированного на 9 декабря в Париже, это обстоятельство, похоже, не помешает. Президент Владимир Зеленский возлагает большие надежды на предстоящую беседу со своим российским коллегой. В понедельник, 25 ноября, Зеленский даже пообщался с Путиным по телефону. «Мы не ожидаем, что завтра прекратим войну, но как президент Украины я хочу четкого понимания, когда и как мы можем остановить ее», – рассказал Зеленский о своих ожиданиях после встречи с президентом Литвы Гитанасом Науседой.
Итак, получит ли президент Украины ответы на свои вопросы?
Заседание ТКГ было последним перед Нормандским саммитом. И уже перед ним стало понятно, что РФ намерена выдвигать Украине новые требования несмотря на то, что наша страна все свои предварительные обязательства выполнила. В частности, глава российского МИД Сергей Лавров заявил, что в Париже Зеленского «призовут к диалогу» с Донецком и Луганском, поскольку без этого невозможно выполнение Минских соглашений.
«Мы слышали от прошлой администрации в Украине заявления о том, что они никогда не будут вести прямые переговоры с Донецком и Луганском. Слышали и от представителей уже новой администрации (Офиса) президента Зеленского подобные высказывания, равно как и другие заявления, которые... означают отказ от выполнения Минских договоренностей», – сказал Лавров.
Схожие заявления сделал и представитель РФ в ТКГ Борис Грызлов: «Обеспечение гарантированной безопасности на Донбассе возможно только при условии политического урегулирования, системного политического диалога Киева, Донецка и Луганска. Только системный диалог может доказать, что в Киеве отказались от военного решения и действительно стремятся к миру». По словам Грызлова, от развития такого диалога «киевская сторона пока что уклоняется».
Возможность «диалога» с террористами Владимир Зеленский решительно отвергал, еще будучи кандидатом в президенты. Ни один из пунктов Минских соглашений прямо не обязывает президента Украины вступать в переговоры с главарями «ЛНР-ДНР». Однако Минские соглашения в целом выписаны таким образом, что без такого «диалога» Украине не обойтись (если, конечно, она собирается выполнять «Минск-2»). Это «общение», например, совершенно необходимо для организации местных выборов в ОРДЛО. Как известно, местные выборы – это важнейшее условие мирного урегулирования, предусмотренное Минскими соглашениями.
Другими словами, новые требования россиян неприемлемы для Владимира Зеленского и ставят его на неприятный «полушпагат».
Во-первых, общение президента Украины с террористами, сепаратистами и пророссийскими марионетками, которыми являются главари «ДНР» и «ЛНР», само по себе неприемлемо. В этом случае Владимир Зеленский очень сильно проиграет своему предшественнику – Петру Порошенко, который, несмотря ни на что, не опустился до такого унижения.
Во-вторых, прямой «диалог» с главарями «ЛНР-ДНР» выведет из-под удара Россию. Из разжигателя войны она превратится в посредника и арбитра. А если РФ – посредник, а не сторона конфликта, то Кремль может смело ставить вопрос о снятии целого ряда санкций, наложенных за агрессию против нашей страны. Не об этом ли мечтает российская верхушка?
В итоге Владимир Зеленский в Париже получит ответ на вопрос, когда закончится война. Это произойдет после полной реализации Минских соглашений, которые предусматривают амнистию и легализацию вчерашних боевиков, а также вплетение их в политическую жизнь нашей страны под контролем Кремля. Это «блюдо» будет сдобрено особым статусом ОРДЛО и дополнительной порцией унижения, которое ожидает украинскую власть во время реализации Минских соглашений. Точную дату завершения войны Зеленский может выбрать сам – чем быстрее Украина пройдет сей скорбный путь, тем быстрее эта дата наступит.
Нечего и говорить о том, что такой сценарий не вызовет восторг у тех, кто пролил кровь на Донбассе, а внутренний взрыв в Украине – это тоже одна из целей Кремля.
Именно поэтому президенту Зеленскому, столь благородно решившему принести мир в нашу страну, 9 декабря не позавидуешь. «Прайс-лист» будет жестким.
Денис Попович, специально для «Слово и Дело».