Переговоры между «Нафтогазом» и «Газпромом» по поводу нового контракта на транзит российского газа опять зашли в глухой угол после того, как российская сторона потребовала отозвать все иски из Стокгольмского арбитража, включая и последнюю претензию украинской компании о компенсации за отказ пересмотреть транзитный тариф. О перспективах рассмотрения очередного иска к «Газпрому» «Слово и Дело» спросило адвоката «Столичной коллегии адвокатов» Геннадия Дубова.
«Если мы говорим об арбитражном разбирательстве, то теоретически Украина может подать иск на любую сумму в отношении кого угодно, оплатив судебный сбор. Дальше стоит вопрос обоснованности претензий, примут ли к рассмотрению этот иск. То есть сам факт его подачи еще не означает, что разбирательство начнется и на данном этапе никаких юридических последствий за собой не влечет», – пояснил юрист.
Что касается специфики рассмотрения подобных дел, Геннадий Дубов отметил, что в Стокгольмском арбитраже регулирование достаточно общее.
«С одной стороны, есть положения, о которых договорились стороны, с другой – есть европейское законодательство, а также есть установленная в контакте юрисдикция Стокгольмского арбитража. Чем все закончится, прогнозировать очень сложно, потому что когда «Нафтогаз» выиграл у «Газпрома» порядка 3 млрд долларов, это в общем-то противоречило нормам контракта, но суд вынес решение исходя из своей логики и опираясь, в том числе, на принцип справедливости», – подчеркнул Дубов.
Напомним, что исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко сообщил суть нового иска к «Газпрому»: «Мы рассчитали такой тариф вместе с авторитетными независимыми экспертами. Он определяется для каждой точки входа и выхода из украинской ГТС (так предусматривают европейские нормы). Но поскольку «Газпром» отказался применять новые тарифы, то сейчас логично говорить уже о компенсации за то, что пересмотренный тариф не был применен».
Витренко пояснил, что фактически речь идет о разнице между тем, что «Нафтогаз» получил за транзит и что должен был получить по пересмотренным тарифам. Имеется в виду 11,8 млрд долларов компенсации.
По словам Геннадия Дубова, сейчас сложно предположить, как будет развиваться арбитражный процесс.
«Если отталкиваться от контракта, есть ли обязанность у «Газпрома» пересматривать тариф? Сомнительно. Но был бы справедливым такой пересмотр? Как показала практика, суд исходит не только из буквы закона, а и трактует исходя из принципов отношений и справедливости. Во всех этих процессах логика «Газпрома» – это буква контракта, а логика «Нафтогаза» – принцип справедливости и дух этих отношений. У нас уже есть опыт, когда логика «Нафтогаза» работала, есть позитивный прецедент – решение суда в пользу украинской компании, но которое ответчик так и не исполнил. Собственно, обнуление всех этих разбирательств «Газпром» ставит во главу угла по переговорам о новом контракте», – отметил Геннадий Дубов.
Напомним, «Нафтогаз» в новых исковых требованиях к российскому «Газпрому» попросил Стокгольмский арбитраж обязать ответчика выплатить $11,8 млрд в качестве компенсации за отказ пересмотреть транзитный тариф. Сумма иска — разница между тем, что Украина получила за транзит и должна была получить, если бы тарифы были пересмотрены.
Также мы писали, как «Нафтогаз» отреагировал на заявление Пескова по газу.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.