Завтра, 29 августа 2019 года, все будет иначе. Вся полнота власти переходит к «слугам». Еще какое-то время займет смена правительства, руководства Генпрокуратуры и других государственных органов, но главное – парламент. Имея подавляющее большинство, новая власть получает невиданные у нас, почти бесконечные возможности. Но кое-что и теряет: отпадают малейшие оправдания для бездействия или безмозглых решений. Отныне, как говорится, и в горе, и в радости – что натворили, за то всем вместе и отвечать.
По обоим пунктам имеются понятные сомнения. Несмотря на энное количества вполне вменяемых и профессиональных людей, говорить о «команде Зеленского» можно лишь условно. Они и между собой еще толком не перезнакомились, а говорить о едином видении проблем и путей их решения вообще не приходится. Слово «либертарианство» не все выучили, кто выучил, не всегда в состоянии произнести без запинки, а кто произносит, не всегда понимает, что оно значит, включая того из президентского окружения, кто его произнес в первый раз. Отдельные островки профессионалов разделены морем дилетантов. Соответственно, и мощным, тонко продуманным и последовательным шагам взяться неоткуда. Идет обучение и слаживание на марше, и дай бог, чтобы марш не завел не туда, пока марширующие вживаются в новые роли, но при этом уже принимают важные государственные решения.
Так что творческая сторона дела, на первый взгляд, захватывает перспективами, на второй остужает кадровой невнятностью.
С ответственностью и вовсе тревожно. Ни сдержек, ни противовесов. Надежда только на некие внутренние ограничители, которые красиво звучат: разум, мораль и чувство вкуса, но их наличие законом не пропишешь и за его нарушение не привлечешь. Если совсем вразнос не пойдут и не вызовут массовые протесты, политическая ответственность наступит лишь через пять лет. Пять лет безудержного полновластия это много, очень много.
Сколько-нибудь авторитетной оппозиции в Украине нет. «Батькивщина», как и «Голос», очевидно, какое-то время поиграются в союзника «Слуги народа», но даже если нет – «Голос» пока едва слышен, а партия Тимошенко находится на глубоком спаде, ее перспективы очень туманны. «Европейская солидарность» тоже обречена утратить энергетический потенциал, набранный на президентской кампании. Доверие к Порошенко с тех пор ничуть не выросло – почти 84%, по свежим данным КМИС и «Деминициатив», отказываются верить вчерашнему президенту. Остаткам БПП с примкнувшими ошметками «Народного фронта» самим бы окончательно не развалиться, куда там мобилизовать общественное сопротивление. Медведчуковские строго локально ограничены, Киев как место публичных акций для них заказан, и, слава богу.
Еще раз подчеркну: такого в Украине никогда не было, чтобы власть оказывалась на полном политическом просторе, без гирь коалиционных договоренностей и досадной необходимости учитывать чьи-то интересы. Только небо, только ветер, только радость впереди. Впрочем, радость напрямую зависит от способности справиться с самими собой. Вот Андрей Богдан, например, уже демонстративно не справляется, со вкусом, умом и моралью у главы президентского Офиса не сложилось. Может, по отдельности, но не вместе. Президента это пока устраивает, и кто вынудит его убрать развеселого друга? Да, в общем, никто. Либо сам да, либо сам нет.
Тут просится что-то дежурное про гражданское общество, которое только и способно как-то обуздывать власть в ее неприличных проявлениях, но не нужно себя обманывать. Фокус гражданского внимания, безусловно, следует делать четче, а общественные реакции внятнее и внушительнее. Хотя бы только для того, чтобы через пять лет снова не прийти к политическому выбору без выбора. Однако ничто не заставит прислушиваться к обществу тех, кому досталась политическая монополия, если у них проблемы со вкусом, умом и моралью.
И да, у Украины еще нет опыта, когда власть не прислушивается совсем. Но он может появиться, если прислушиваться будет не к кому.
Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.