Время движется неукротимо и берет свое. Еще три месяца назад Петр Порошенко был президентом, а сегодня уже проходит свидетелем по одиннадцати производствам в Государственном бюро расследований. Пока свидетелем, пока по одиннадцати, но пока и три месяца. Забавно, что директора ГБР Романа Трубу считали чувствительным к пожеланиям предыдущего главы государства, а он оказался чувствительным к пожеланиям Андрея Портнова. Вот как все ошиблись.
А еще интересно, не поменяйся начальство на Банковой, узнали бы мы о проделках Юрия Гримчака, заместителя министра и старого друга Юрия Витальевича Луценко, который от друга трижды отрекся? Или в фокусе внимания ГПУ, СБУ и НАБУ оказались бы совсем другие люди, а папочка по Гримчаку осталась бы лежать до иных времен? И очень хочется знать, кто следующий. Ведь обязательно будет кто-то следующий, потому что прошло всего-то три месяца.
Дело Гримчака весьма показательно. Работая в Министерстве по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц, Юрий Николаевич совсем не роскошествовал. В декларации указана квартира на 66 метров, записанная на жену, где замминистра живет с тремя детьми. Даже захудалой машины нет или трех соток под картошку. При этом за услугу нужным людям, утверждает следствие, попросил миллион «зелеными», и даже не по профилю своего ведомства. Если такой скромный человек сходу просит «лимон» за косвенную помощь, то, что же просят и получают нескромные, каких там большинство, за непосредственное участие в выгодных делах в базовой сфере ответственности?
Поговаривают, Гримчак, прося деньги, даже не собирался выполнять обещанное, что выдает в нем человека в некотором роде остроумного и почти законопослушного: и взяткодателей на деньги бы наказал, и коррупционные щупальца дальше собственного кресла не пустил. Хочется верить, суд оценит позицию пламенного патриота. Вообще очень хочется, чтобы до суда дошло, а дошедшее в суде не развалилось, это само по себе будет не меньшим чудом, чем 60-метровая квартира замминистра и друга семьи генпрокурора.
Картина нравов частично уже ушедшей партии власти будет неоднократно уточняться в деталях. С 5 сентября заработает, наконец, Высший антикоррупционный суд Украины, отсутствие которого якобы сильно мешало привлекать к ответственности ответственных, теперь ничего мешать не будет. Значит, нас ждут новые увлекательные истории о совести и бескорыстии лучших людей страны, только уже с логическим концом, надоели эти двусмысленные троеточия.
Но, как бы ни хотелось узнать побольше про уходящих или ушедших перед этими, чрезвычайно важно, чтобы из фокуса внимания бьющих копытом НАБУ, СБУ, ГПУ, ГБР, НАПК и ВАСУ не исчезли пришедшие. Собственно, носители грозных аббревиатур для этого и создавались, чтобы не давать приятно расслабляться людям, принявшим на себя ответственность представлять государство. А у нынешних, внесенных во власть ветром протеста, тормозов мало, они в подавляющем большинстве, что не способствует самокритике.
Оппозиция в лице своих самых ярких представителей – те бывшие, чьи дела, условно говоря, пока не дошли до суда, на их способности окорачивать зарвавшуюся действующую власть сильно полагаться не приходится. Без контроля же портятся даже святые, а святых там просто нет. Настоящую проверку система антикоррупционной очистки пройдет тогда, когда за уши на белый свет начнут вытаскивать приближенных к нынешней власти, тех, кто поспешил повыгодней скурвиться. Такие обязательно будут, все впереди, прошло ведь только три месяца.
Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.