В четверг, 25 июля, сотрудники СБУ задержали российский танкер NEYMA, который принимал участие в блокировании катеров украинских ВМС, пытавшихся пройти через Керченский пролив в ноябре прошлого года. Экипаж танкера отпущен на свободу, а вот судно, скорее всего, останется под арестом. Является ли это новым витком обострения отношений между Украиной и Россией?
По информации СБУ и украинских пограничников, российский танкер зашел в порт Измаила 24 июля. На его борту значилось название NIKA SPIRIT. Однако по идентификационному номеру IMO-8895528 он был опознан как танкер под названием NEYMA. По данным СБУ, именно это судно 25 ноября прошлого года заблокировало под Крымским мостом бронекатера украинских ВМС – «Никополь», «Бердянск» и «Яны Капу», пытавшиеся прорваться через Керченский пролив.
Продолжение той истории хорошо известно – украинские корабли повернули назад, но были атакованы и захвачены российскими пограничниками. Два бронекатера и буксир, а также их экипаж в количестве 24 моряков до сих пор находятся в плену. Перспективы их освобождения пока не очень ясны.
Что же касается NEYMA, то по факту его действий в Керченском проливе было возбуждено уголовное дело. Как сообщил известный журналист Юрий Бутусов, NEYMA принадлежит компании «Волго-Донское судовое агентство», но фактически распоряжается судном компания ЮВАС ТРАНС из оккупированной Керчи. Она принадлежит Ярославу Народицкому, во время оккупации быстро сменившему украинский паспорт на российский. Директором компании является Роман Теплухин – депутат оккупационного Керченского горсовета. В СБУ сообщили, что смена названия на NIKA SPIRIT была произведена владельцами с целью сокрытия причастности судна к агрессии в Керченском проливе.
Ярослав Народицкий умел поменять не только название, но и экипаж. Несмотря на это, по данным Бутусова, танкер заходил в Измаил под российским и украинским флагами, словно опасаясь неприятностей. Когда неприятности все же произошли, выяснилось, что новый экипаж танкера не имеет отношения к инциденту в Керченском проливе, поэтому сотрудникам СБУ пришлось их отпустить. А вот NEYMA (или NIKA SPIRIT), скорее всего, останется под арестом.
Почему же российский танкер, фактически принявший участие в вооруженной агрессии против украинских кораблей, вообще осмелился зайти в украинский порт? По мнению Бутусова, россияне и ЮВАС ТРАНС проверяли, можно ли после смены власти в Украину наладить канал поставок контрабанды из Крыма, а также реакцию на это украинских спецслужб.
А вот российский блогер Антолий Несмиян (el-murid) обращает внимание на то, что ноябрьские события в Керченском проливе Украина рассматривает как акт морского пиратства, поскольку происходили они де-юре в украинских территориальных водах. «С точки зрения международного сообщества, это, скорее всего, так и выглядит. Поэтому Украина ведет себя с пиратами соответственно ... Чем думал капитан танкера, заходя в украинские воды, сказать сложно», – считает Мюрид.
Впрочем, скорее всего, капитан Илья Дробязко и не подозревал, в какую историю он вляпался. По его словам, перед заходом в порт все формальности были соблюдены: «Мы оформили разовый переход … Пришвартовались у судоремонтного завода в порту Измаила, а на утро пришли люди, которые представились работниками военной прокуратуры Одессы и начали проводить следственные мероприятия. Все было мирно, разрешали связываться с родными».
История с захватом танкера уже вызвала достаточно жесткую реакцию российской стороны, отношения с которой, казалось, начали развиваться в сторону потепления. Может ли «танкерная война» между Украиной и Россией привести к новому витку обострения между нашими странами?
Ответ на этот вопрос зависит от того, кто вообще отдал приказ захватить NEYMA. По информации Бутусова, «решение о задержании было одобрено президентом Владимиром Зеленским накануне, 24 июля». Если это правда, то «показать зубы» Зеленский решил по многим причинам. Не исключено, что в Украине решили создать «обменный фонд» для того, чтобы переговоры по освобождению украинских моряков, плененных 25 ноября 2018 года, шли чуть результативнее.
Если это так, то необходимость отпустить российский экипаж спутала карты. Без своих моряков судно, следовавшее в Украину на ремонт (!), вряд ли имеет какую-то «бартерную» ценность.
Впрочем, есть и другая версия – провокация за спиной у Зеленского, спланированная одной из «кремлевских башен», желающей сорвать Минский процесс. Как уже ранее сообщало «Слово и Дело», Минские соглашения являются единственной «дорожной картой», по которой Владимир Зеленский мог бы выполнить свое предвыборное обещание и прекратить боевые действия на Донбассе.
Однако такой сценарий невыгоден некоторым людям из окружения президента РФ Владимира Путина. Напомним, в Кремле идет противостояние между кумом Путина Виктором Медведчуком и помощником президента РФ Владиславом Сурковым. Медведчук активно способствует возвращению пленных и урегулированию конфликта на Донбассе, путем выполнения Минских соглашений («Минск-2» хоть и способен прекратить войну, но крайне непопулярен в Украине). Что же касается Суркова, то помощник Путина хотел бы решить проблему Донбасса путем «глубокой заморозки» этого конфликта.
Сейчас в этом противостоянии побеждает Медведчук. Однако ситуация в Измаиле могла стать попыткой Суркова сравнять счет: задержание отправленного на заклание танкера должно был создать напряженность между Украиной и Россией и заблокировать всяческие попытки наладить контакт.
Денис Попович, специально для «Слова и Дела»