Можно ли предоставлять украинское гражданство как второе для беженцев и этнических украинцев

После того, как Владимир Путин упростил получение гражданства РФ для всех жителей Донецкой и Луганской областей, Офис президента Украины сообщил о том, что Зеленский поручил МИДу разработать механизм предоставления украинского гражданства как второго «для этнических украинцев из дружественных нам стран, стремящихся присоединиться к развитию своей исторической родины», а также тем, кто «страдает от нарушения прав и свобод в своих странах». Не нарушает ли такая инициатива законодательство Украины относительно запрета на двойное гражданство, «Слово и Дело» спросило эксперта по конституционному праву Александра Москалюка.

По словам юриста, этот вопрос требует системного решения как на уровне изменения законодательства, так и в отношении нескольких аспектов относительно того, кого, собственно, коснется инициатива президента.

«Если речь идет о беженцах, то украинским законодательством уже предусмотрена сокращенная процедура получения гражданства. Если иностранец, который хочет получить украинское гражданство, должен для этого проживать на территории Украины не менее 5 лет, то для беженцев предусмотрен срок в три года. По своим правам беженец отличается от гражданина Украины только тем, что он не может голосовать. Поэтому для беженцев эти условия и так облегчены. Что касается украинцев по происхождению, то это другая история», – пояснил Москалюк.

По словам юриста, правильно было бы, если бы президент обратился в Конституционный суд, чтобы тот растолковал, что означает принцип единого гражданства, прописанный в Конституции Украины.

«Есть разные варианты толкования. Один подразумевает, что в Украине не может быть гражданства отдельной административно-территориальной единицы. Например, отдельного гражданства АРК Крым. Потому что в некоторых государствах предусмотрено назначение гражданства государства и субъекта федерации или автономии. Второй вариант – собственно, запрет иметь гражданство другого государства», – сказал Москалюк.

Он отметил, что происходит путаница с терминологией, потому что двойное гражданство как раз предусматривает ситуацию, когда человек получает и гражданство административно-территориальной единицы, и самого государства, а возможность находиться в гражданстве нескольких государств называется множественным гражданством.

По его мнению, президент мог бы инициировать законопроект, который бы урегулировал вопрос именно множественного гражданства, поскольку он является субъектом законодательной инициативы, которая, согласно Конституции, может рассматриваться безотлагательно. «Зачем поручать МИДу, когда Офис президента может сделать это самостоятельно?», – задается риторическим вопросом эксперт.

Если рассматривать тезис о предоставлении гражданства украинцам, проживающим в дружественных государствах, в частности Канаде, тогда может возникнуть вопрос о заключении межгосударственных соглашений.

«У нас был ряд таких соглашений между государствами бывшего Советского Союза об избежании двойного гражданства. Если речь идет о канадцах, то для того, чтобы не нарушать принцип равенства всех людей независимо от расы, вероисповедания и т. д., предусмотренный Конституцией, можно прописать в законодательстве, что множественное украинское гражданство может предоставляться при условии заключения двусторонних соглашений между государствами», – отметил Москалюк.

При этом он не считает нарушением то, что президент Украины раздает распоряжения МИДу: «Здесь ситуация неоднозначна, потому что вопросы взаимодействия между президентом и исполнительной властью, в частности Кабмином, до конца не урегулированы. В принципе, это не самое большое нарушение процедуры Зеленским».

Ранее мы писали, что Зеленский дал гражданство семи иностранцам, среди которых россияне и белорусы.

Также сообщалось, что Рада упростила предоставление гражданства иностранцам-защитникам Украины.

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО