Новый Избирательный кодекс: преимущества и недостатки

Екатерина Одарченкополиттехнолог

Законопроект был подан еще в 2015 году авторским коллективом при участии главы Верховной рады Андрея Парубия, народных депутатов Леонида Емца, Александра Черненко и других. Кодекс позволяет более репрезентативно представлять интересы избирателей регионального округа.

Об этом в своем блоге написала политтехнолог, управляющий партнер компании SIC Group Ukrainе, Member of International association of political consultants (IAPC) Екатерина Одарченко, передает «Слово и Дело».

По словам одного из авторов, проект Избирательного кодекса объединил в себе пять избирательных законодательств: о выборах президента, народных депутатов, о местных выборах, о Центральной избирательной комиссии и о Государственном реестре избирателей.

Основной вишенкой на торте нового Избирательного кодекса становятся открытые партийные списки при рейтинговом внутрипартийном голосовании в регионах, которые ликвидируют распространенную схему продажи мест за миллионы и делают невозможным «засевание» округов мажоритарщиками, отметила она.

По ее словам, каждая партия, баллотирующаяся в парламент, должна сформировать общенациональный избирательный список, который распределяется на 27 региональных списков. То есть одни и те же депутаты, которые представлены в общенациональном списке, закрепляются за определенными региональными списками в соответствующем порядке, который утверждается партийным съездом.

«Общенациональный партийный список делится на 27 региональных списков (или не менее чем на 2/3 регионов), и в каждом из этих списков должно быть не менее пяти кандидатов, конкурирующих и с другими партиями, и между собой за высшее место в региональном списке в соответствии с количеством голосов, которые он получит», – подчеркнула политтехнолог.

Проходной барьер остается на уровне 5%, поэтому только партии, которые его преодолеют, получат мандаты в парламент, уточнила она.

Как будет проходить голосование

Каждому избирателю на участке предоставят бюллетень для голосования, в котором будет только два поля. В верхнем поле указывается номер партии, за которую отдается голос, а в нижнем – порядковый номер кандидата в региональном списке от этой партии. Верхнее поле является обязательным для заполнения, а нижнее – нет. Таким образом, во время голосования только за партию голос отдается первому номеру в региональном партийном списке, который утвердил съезд партии, а избиратель автоматически с ним соглашается, добавила эксперт.

«Сейчас применяется следующая формула: определяется общее количество избирателей, это количество делится на конституционный состав Верховной рады Украины – 450 народных депутатов, таким образом, определяем «стоимость» одного мандата», – пояснила она.

Если партия набрала 110 тыс. голосов, один мандат – это 25 тысяч голосов, то есть в этом округе она получила четыре мандата, но остается еще 10 тысяч голосов избирателей, отданных за эту политическую силу для репрезентативности определенных интересов населения, акцентировала Одарченко.

«В масштабах страны это нераспределенные голоса, которые могут превратиться в определенное количество мандатов для партии, поэтому вводится такое понятие, как компенсаторный мандат. Тогда из единого общенационального избирательного списка партии те кандидаты, которые выше в списке, но по определенным причинам не были избраны в округе, получают мандат нардепа», – отметила она.

Закон уточняет понятие предвыборной агитации и формы ее проведения. Кроме того, упорядочиваются требования к деятельности СМИ как относительно информирования общества об избирательном процессе, так и относительно их участия в предвыборной агитации, подчеркнула специалист.

Плюсы и минусы Избирательного кодекса

На ее взгляд, к плюсам можно отнести:

– персонификацию голосования с одновременным сохранением стимулов для общегосударственного характера партий; – распределение мандатов в общегосударственном округе учитывает интересы партий; – общегосударственная избирательная квота обеспечивает одинаковую «цену» мандата, ослабляет влияние подкупа и админресурса.

К недостаткам можно отнести:

– потенциальный рост количества недействительных бюллетеней (за счет новизны избирательной системы); – необходимость длительной информационной кампании и качественного обучения членов комиссий; – сложность подсчета голосов и установления результатов (хотя, по сути, членам УИК необходимо просто сортировать бюллетени с голосами за партии – записать в протокол, рейтингово разложить по кандидатам в партийном списке – записать в протокол, направить бюллетени и протоколы в ОИК).

«Новый Избирательный кодекс позволяет более репрезентативно представлять интересы избирателей регионального округа таким образом, что представителей от этой местности будет больше, а главное – от разных политических сил, и избиратель может обратиться к тому народному избраннику, который стоит на защите именно его интересов», – резюмировала Екатерина Одарченко.

Как проходило голосование за новый Кодекс – на инфографике. Подробнее о том, какие изменения ждут систему, – здесь.

Также мы выяснили, какие избирательные системы действуют в Украине и других странах.

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО