Бегущий по лезвию бритвы: сможет ли Зеленский договориться с Путиным

Денис Поповичжурналист

В четверг, 11 июля, президенту Владимиру Зеленскому впервые удалось поговорить с президентом РФ Владимиром Путиным. Беседа состоялась по телефону. Ее содержание неизвестно, однако сам факт такого разговора уже обнадеживает. Удастся ли Зеленскому добиться своих целей в переговорах с Путиным, не создав еще больших проблем и не поступившись интересами государства?

О телефонном разговоре между Зеленским и Путиным стало известно 11 июля, ближе к вечеру. В частности, сообщается, что разговор состоялся по инициативе президента Украины и был организован через посредничество (важный момент, на котором мы остановимся позже). При этом Владимир Путин якобы охотно пошел на контакт, чего не наблюдалось в случае с предшественником Зеленского Петром Порошенко.

О содержании беседы известно не очень много. Различные источники сообщают о том, что стороны обсудили вопрос освобождения украинских военных моряков и других граждан нашей страны, переговоры в Нормандском формате. Также Владимир Зеленский якобы поинтересовался у своего российского коллеги, когда же Россия признает победу нового президента на выборах в Украине. На это Путин ответил «скоро».

Отметим, что до сих пор Владимир Путин не горел желанием напрямую общаться с Владимиром Зеленским, хотя украинская сторона не раз настаивала на том, что хотела бы наладить прямой контакт с лидером РФ. «Лед тронулся» в начале этой недели, после того, как на украинском телеканале NewsOne, который связывают с кумом Путина Виктором Медведчуком, был анонсирован телемост с российским телеканалом «Россия 24» под названием «Надо поговорить». Российский телеканал запрещен в Украине и сама идея такого телемоста вызвала негативную реакцию в нашем обществе. В конце концов телемост был отменен.

Негативной была реакция и самого Зеленского, которую глава государства выразил в соответствующем видеообращении. Необходимость «разговора» президент Украины признал, но предложил организовать его в Нормандском формате с участием представителей США и Великобритании: «Надо поговорить? Надо. Давайте. Чей Крым и кого там нет на Донбассе. Компанию для разговора предлагаю следующую. Я, вы, президент Соединенных Штатов Дональд Трамп, премьер Великобритании Тереза Мэй, канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент Франции Эммануэль Макрон. Место? Думаю, Александр Лукашенко с удовольствием примет нас в Минске».

Такое расширение Нормандского формата, в котором пока участвуют Украина, Россия, Франция и Германия, – предвыборная идея команды Зеленского. Совершенно неожиданно Путин отнесся к этому предложению благосклонно. «Мы не отказывались ни от одного из переговорных форматов, в том числе от расширения Нормандского формата», – отметил президент РФ. Правда, он сделал оговорку о том, что для начала нужно поинтересоваться мнением других участников «нормандской четверки».

О том, что в Кремле не возражают против расширения Нормандского формата, стало известно практически перед самой беседой двух президентов, которая, как мы помним, состоялась при чьем-то посредничестве. Фигуру посредника можно попытаться угадать. Очевидно, это кум Путина Виктор Медведчук – глава политсовета проходной партии «Оппозиционная платформа – За життя», третий номер в ее избирательном списке.

Виктор Медведчук в последнее время развил очень большую активность. Он организовывает возвращение украинских пленных, а также проводит политические переговоры с российским руководством. Поэтому совершенно не исключено, что идея телемоста и организация телефонного разговора с Путиным также принадлежат Виктору Медведчуку.

И в этой ситуации есть масса «подводных камней», опасных прежде всего для самого Зеленского. Понятное дело, предвыборные обещания, связанные с прекращением огня на Донбассе, возвращением военнопленных, прямыми переговорами с главой РФ, нужно выполнять. Но у всего есть своя цена.

Во-первых, благодаря активности Медведчука рейтинг «Оппозиционной платформы» быстро растет, отбирая голоса как раз у партии Зеленского «Слуга народа». Мало кто теперь сомневается в том, что «За життя» пройдет в парламент. Переговоры с Путиным Владимир Зеленский, конечно, может попробовать записать в свой актив, но далеко не каждый избиратель носит розовые очки. За посредничество Виктора Медведчука Владимир Зеленский заплатит голосами.

Во-вторых, и это имеет значение уже в масштабах всего государства, нельзя забывать о том, что Виктор Медведчук (кум Путина) выступает за реанимацию отношений между Украиной и Россией. Активно будет продвигаться идея реализации Минских соглашений (другого формата урегулирования конфликта на Донбассе просто не существует, более того, и сам Зеленский не раз выражал готовность выполнять «Минск-2») со всеми вытекающими обстоятельствами. Прежде всего, это легализация пророссийских сепаратистов через местные выборы и конституционные изменения, связанные с предоставлением особого статуса оккупированным Россией территориям.

В итоге Украина получит мир, но при этом вопрос деоккупации Крыма будет вынесен за скобки. Донбасс вернется в Украину юридически, но фактически останется под влиянием РФ, которая будет диктовать свою повестку через подконтрольных лидеров, получивших статус украинских политиков. Это надолго затормозит европейскую и евроатлантическую интеграцию нашей страны. При этом сам факт прямых переговоров с Владимиром Путиным не даст никаких преимуществ Зеленскому, потому что общение с украинским коллегой совершенно не обязывает президента РФ признавать свою страну участником конфликта на Донбассе (чего очень хотел бы Киев). Скорее всего, Москва просто окажет «посильную помощь» в урегулировании конфликта на Донбассе, возможно, позаботившись о максимальном сохранении лица всех участников процесса.

Для президентской карьеры Владимира Зеленского и вообще для внутренней ситуации в Украине такой выход из войны может иметь опасные последствия. Недавний опрос, проведенный Фондом «Демократические инициативы» совместно с Центром Разумкова, показал, что мир «любой ценой» не устраивает граждан Украины. По словам директора Фонда Ирины Бекешкиной, большинство компромиссов, предлагаемых Минскими соглашениями, и тех, которые устраивают Россию, не воспринимаются гражданами.

«Проведение выборов на условиях боевиков неприемлемо для 66% опрошенных … Для 61% неприемлема также полная амнистия участников боевых действий против украинских войск», – уточнила, в частности, социолог.

Итак, сам факт возобновления контактов на высшем уровне между Украиной и Россией вселяет надежду на скорое прекращение боевых действий. Однако фактические потери территорий и внутреннее несогласие общества на большинство компромиссов с Россией могут означать скорее затишье перед бурей, чем вечный мир.

Денис Попович, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО