Лучше поздно, чем никогда: сколько иностранцев еще воюют за Украину

Денис Поповичжурналист

Недавно Верховная рада приняла закон, который упрощает получение украинского гражданства воевавшим на Донбассе иностранцам. В начале боевых действий на стороне украинской государственности выступил довольно значительный иностранный легион, среди которого были легендарные бойцы. Однако сейчас многие из них уже покинули Украину, отчаявшись дождаться упомянутого закона, принятие которого, безусловно, запоздало.

Принятый 6 июня закон разрешил иностранцам, участвовавшим в антитеррористической операции (АТО), а также в нынешней операции Объединенных сил (ООС), оформлять украинское гражданство по упрощенной процедуре. Документ признает, что указанная категория граждан находится на территории Украины законно, имеет право на получение вида на жительство; закон также ставит ограничения на депортацию этих людей в страны, не признающие территориальную целостность Украины.

Майдан, аннексия Крыма и начало боевых действий на Донбассе привлекли в Украину много иностранцев, принявших участие в боевых действиях как с той, так и с другой стороны. В частности, на стороне Украины воевали граждане из стран ближнего и дальнего зарубежья. Среди них были и совершенно легендарные личности.

Так, в ряды батальона «Азов» вступил шведский снайпер Микаэль Скилт, который прибыл в Украину, чтобы помочь участникам Майдана. На события в столице он опоздал, но побыть добровольцем на Донбассе успел. В рядах «Азова» швед принимал участие в освобождении Мариуполя 13 июня 2014 года, а также тренировал других бойцов. О Микаэле известно также то, что он неплохо готовит – в свободное от боевой работы время скандинав потчевал товарищей блюдами собственного приготовления.

Известны также представители Чечни. Так, командир международного добровольческого батальона им. Джохара Дудаева Иса Мунаев в январе-феврале 2015 года принял участие в боях под Дебальцево. Он погиб во время боев под Чернухино 1 февраля 2015 года, пытаясь вместе со своими бойцами остановить продвижение противника, стремившегося окружить украинскую группировку под Дебальцево.

Еще одним видным представителем чеченского народа, воевавшим за Украину, является Амина Окуева, которая также сражалась под Дебальцево. На Окуеву было совершено два покушения. Второе, 30 октября 2017 года, к сожалению, оказалось успешным. Правда, Окуеву можно считать иностранным гражданином с определенными оговорками, так как она все же родилась в Одессе.

Известен также грузинский легион, собранный из бывших сотрудников грузинских силовых ведомств. Командовал этим отрядом Мамука Мамулашвили, который приветствовал принятый 6 июня закон. По словам Мамулашвили, отныне у грузин будет куда меньше проблем с передвижением. «Как это ни парадоксально, нам всем выдали военные билеты, удостоверения ветеранов, но при выезде из страны на границе штрафовали из-за того, что не имеем вида на жительство. Это было цинично», – заявил Мамулашвили журналистам, возложив ответственность за такое положение вещей на экс-президента Петра Порошенко.

Крайне недовольны Петром Порошенко и в «Правом секторе», где также воевало много иностранцев. «Бывший президент обманул нас. Он обещал дать украинское гражданство воевавшим за Украину добровольцам, но не сделал этого. За последние пять лет лишь один боец «Правого сектора» получил украинское гражданство и еще 5-7 добровольцев из других отрядов», – сообщил пресс-секретарь «Правого сектора» Артем Скоропадский.

К слову, Артем Скоропадский является гражданином России и сам долгое время ожидает получения украинского гражданства.

По его словам, упомянутого закона ждали очень давно – практически сразу же после того, как только «легионеры» начали появляться в подразделениях ПС, «Азове», «Айдаре» и других добровольческих батальонах. «В большинстве случаев это были граждане России и Беларуси. В 2015-2016 годах у нас были сотни добровольцев-иностранцев. Сейчас очень многие уже уехали – прежде всего те, кто воевал с закрытыми лицами и кого не смогут узнать на родине», – рассказал Скоропадский.

По этой причине, по мнению пресс-секретаря ПС, принятый закон очень сильно запоздал, хотя он по-прежнему необходим. «Большинство иностранцев еще служат в «Азове». Мы готовим список на получение украинского гражданства, в который входят около 500 человек. А в «Правом секторе» осталось всего несколько десятков добровольцев из других стран», – пояснил Артем Скоропадский.

Денис Попович, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО