На этой неделе исполняется 5 лет со дня катастрофы военно-транспортного самолета Ил-76МД, который был сбит боевиками над Луганском. В результате той трагедии погибли 49 человек. Судебные разбирательства продолжаются до сих пор, однако виновные в катастрофе вряд ли будут привлечены к ответственности.
Как известно, украинский Ил-76 МД был сбит боевиками «ЛНР» в ночь на 14 июня 2014 года при помощи переносного зенитного ракетного комплекса «Игла», а также крупнокалиберного пулемета. Погибли 40 бойцов 25-й бригады, следовавших на ротацию защитников Луганского аэропорта, а также 9 членов экипажа. В ту ночь в Луганск должны были прибыть сразу три транспортных самолета. Один из них приземлился благополучно, другой был сбит, а летчик третьего, увидев взрыв, предпочел не рисковать и отказался идти на посадку.
Гибель 49 человек была самой крупной на тот момент единовременной потерей ВСУ. По факту трагедии 18 ноября 2014 года Генпрокуратура объявила о подозрении в служебной халатности, повлекшей крушение самолета Ил-76МД, генерал-майору Виктору Назарову, который на момент инцидента являлся начальником штаба АТО и планировал переброску сил и средств в Луганск.
Для проведения комплексной экспертизы по делу Ил-76 была сформирована группа, куда вошел летчик-испытатель 1-го класса, полковник Виктор Лукиянчук, имеющий за плечами порядка 400 боевых вылетов. В частности, во время войны в Афганистане Лукиянчук на вертолете Ми-24 прикрывал самолеты Ил-76.
По словам Лукиянчука, экспертная группа доказала, что направлять самолет в Луганск не было смысла. Во-первых, аэропорт был гражданский, который, к тому же, за несколько дней до катастрофы перестал принимать самолеты и не был оборудован необходимыми светотехническими средствами.
Во-вторых, заходящие на посадку Илы нуждались в прикрытии, тем более что генерал Назаров был своевременно извещен о том, что боевики готовы сбивать все самолеты, заходящие на посадку в Луганский аэропорт. Кроме того, удачная посадка первого самолета привлекла внимание боевиков. В таких условиях нельзя было сразу направлять в аэропорт второй самолет – следовало подождать некоторое время, а еще лучше – предпринять следующий заход на следующие сутки.
У Виктора Назарова были свои аргументы. Помимо чисто юридических позиций, генерал-майор пояснял, что переброска войск в Луганск представляла собой военную операцию, пусть даже и в условиях необъявленной войны. А боевые действия невозможны без потерь. Кроме того, как отмечал генерал, до 14 июня в Луганск было совершено 18 успешных рейсов и лишь 19-й оказался роковым.
Тем не менее 27 марта 2017 года Павлоградский суд признал Назарова виновным, назначив ему наказание в виде 7 лет лишения свободы по ч. 3, ст. 425 УК Украины (служебная халатность в условиях военного положения или в боевой обстановке).
Такое решение вызвало возмущение военных, в частности министра обороны Степана Полторака, который заявил, что оценивать действия военных должны военные, а не гражданские суды. При этом на тот момент военные суды были упразднены, поэтому дело Ил-76 заставило инициировать возобновление их работы.
Генерал-майор Виктор Назаров подал апелляцию на решение суда первой инстанции. Дело все еще рассматривается. До недавнего времени Виктор Назаров занимал должность замначальника Генштаба и был отстранен от нее только в конце мая 2019 года после того, как был назначен новый начальник Генштаба ВСУ Руслан Хомчак.
Участие в расследовании причин катастрофы Ил-76МД негативным образом сказалось и на карьере Виктора Лукиянчука, который был вынужден сменить место службы, пополнив собой список людей, на чью жизнь так или иначе повлияла эта трагедия.
И, наконец, несколько дней назад, Запорожский апелляционный суд признал гибель командира самолета Ил-76 Александра Белого результатом российской агрессии. Суд удовлетворил апелляцию вдовы командира Татьяны Чимирковой и отменил решение Мелитопольского горрайонного суда, который, в свою очередь, 18 апреля отказался признать гибель летчика результатом агрессии РФ.
Вне зависимости от того, чем закончится рассмотрение дела Виктора Назарова, истинную причину катастрофы 14 июня 2014 года установил именно Запорожский апелляционный суд. Ведь если бы не было российской агрессии, украинским бойцам и не пришлось бы защищать Луганский аэропорт. А генералу Назарову, в свою очередь, не пришлось бы планировать переброску туда подкреплений и отвечать за катастрофу одного из самолетов. Но люди, раскрутившие маховик российской агрессии, вряд ли когда-нибудь ответят по украинским законам.
Денис Попович, специально для «Слова и Дела»