Однозначно, чтобы себя обезопасить, потребители должны разобраться в том, что указано в платежке, перед тем, как платить.
Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» выразил президент Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар.
«В условиях такой турбулентности сейчас просто используют момент, чтобы заниматься вымогательством по принципу «вдруг пройдет». Ну а если не пройдет, в случае пристрастного отношения потребителя всегда можно извиниться. Но в большинстве случаев при некритическом подходе потребителя это просто оплачивается», – отметил Гончар.
По его мнению, эти явления продолжают иметь место потому, что отсутствует наказание за это. Пока не заработает эффективно механизм наказания за неправильные начисления и доначисления, ситуация не изменится. С другой стороны, тяжело поймать на подобных вещах.
«В случае какого-то расследования, подачи заявления всегда можно сослаться на то, что произошла ошибка. Есть поле для маневра. Однако, учитывая, что такая практика участилась, это фактически уже определенная система, которая выглядит как доначисления в платежках», – уточнил он.
В данном случае еще нужно понимать, что такое украинский суд. Потребитель в поединке с компанией-монополистом часто имеет не так уж много шансов победить в суде, разве что он юрист, подчеркнул эксперт.
Но при условии, что обжалование завышенных тарифов в платежках, доначислений станет массовым, вероятно, монополисты уже будут вести себя иначе, добавил он.
«У них тоже вырастут затраты – трудовые, финансовые, юридические. Просто расчет на то, что мало кто пойдет жаловаться в суд. Тем более если в целом, то речь не об очень больших деньгах. Это большие деньги для потребителя. Для общей судебной системы – мелочь. Этим и пользуются облгазы», – пояснил специалист.
По его убеждению, универсальный механизм борьбы с этим – учет. Подобных вещей почти не возникает в случае с оплатой электроэнергии, а все потому, что есть счетчик. В случае с потреблением газа счетчики есть далеко не везде.
«Соответственно, есть пространство для манипуляций. Почему же этим не воспользоваться облгазам? Это объясняет, почему облгазы не соглашаются на то, чтобы предоставить доступ к своим базам данных той же НАК, которая таким образом будет конкурировать на рынке. Облгазы против конкуренции, потому что, во-первых, хотят получить с конечного потребителя все сами, во-вторых, если НАК выходит на конечного потребителя, то будут ставить счетчики. Тогда вопросов не будет возникать: сколько потребил, столько и заплатил», – резюмировал Михаил Гончар.
Отметим, за всю избирательную кампанию у Зеленского не было обещаний о снижении тарифов.
Согласно опросу КМИС, более чем 39% украинцев ожидают в первые сто дней от нового президента именно снижения тарифов.
Ранее «Слово и Дело» совместно с экспертами разобрало программу Владимира Зеленского и проанализировало, какие обещания являются сложными для выполнения.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.