Может ли Зеленский распустить Раду до 14 июня: юридическая оценка

Юлия Кириченкоэксперт Центра политико-правовых реформ

Глава Окружного административного суда Киева Павел Вовк заявил, что президент Владимир Зеленский может распустить Верховную раду до 14 июня, а не до 27 мая. Он заявил, что шесть месяцев, в течение которых у президента нет права распускать парламент, необходимо отсчитываться не от дня принятия присяги депутатами, а от дня первого заседания Рады нового созыва.

Руководитель проектов по вопросам конституционного права Центра политико-правовых реформ Юлия Кириченко отметила, что подобные заявления являются манипуляцией.

Согласно статье 90 Конституции Украины, полномочия ВРУ не могут быть досрочно прекращены президентом Украины в последние 6 месяцев срока ее полномочий. Отсчитывать этот срок нужно со дня «открытия первого заседания Верховной рады Украины нового созыва», уточнила она.

Кириченко напомнила, что в 2014 году парламентские выборы состоялись 26 октября, а полномочия депутаты получили 27 ноября.

«То есть месяц со дня проведения парламентских выборов полномочия еще осуществляла Рада предыдущего созыва. В соответствии со статьей 76 Конституции Украины, ВРУ избирается на 5 лет. Согласно части 1 статьи 254 Гражданского кодекса Украины, «срок, определенный годами, истекает в соответствующий месяц и число последнего года срока». То есть 5 лет полномочий ВРУ нынешнего созыва истекают 27 ноября 2019 года», – отметила она.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.2 решения Конституционного суда Украины №5 от 15 мая 2014 года, «пятилетний срок – единственный конституционно установленный срок, на который избирается президент Украины».

«Этот срок в равной степени распространяется как на президента Украины, избранного на очередных выборах, так и на президента Украины, избранного на внеочередных выборах. По аналогии права, применяя такой же подход к определению срока полномочий ВРУ, срок полномочий ВРУ – полные 5 лет», – подчеркнула она.

В то же время, согласно статье 77 Конституции Украины, измененной законом 2011 года, очередные парламентские выборы проходят в последнее воскресенье октября пятого года полномочий ВРУ, то есть парламентские выборы должны состояться 27 октября 2019 года.

«Как быть со сроком полномочий ВРУ, избранной на внеочередных выборах? Если предположить проведение внеочередных парламентских выборов и вычислять полный 5-летний срок полномочий ВРУ, избранной на таких выборах, дата окончания полномочий может быть на несколько месяцев позже или раньше, чем последнее воскресенье октября. Та же проблема возникает и с вычислением полного 5-летнего президентского срока. При отсутствии изменений этих норм Конституции (статьи 76 и 77) единственным методом их согласования могло бы стать изменение сроков избирательной процедуры на законодательном уровне каждый раз таким образом, чтобы ВРУ предыдущего созыва добывала срок своих полномочий до конца и при этом выборы проводились в последнее воскресенье октября», – пояснила юрист.

Однако, по ее словам, во-первых, каждый раз новая смена законодательства о сроках избирательной процедуры явно противоречит требованию предсказуемости законодательства. Во-вторых, действующий закон Украины «О выборах народных депутатов» закрепляет сталые сроки избирательной процедуры.

Согласно части 1 статьи 98 и части 1 статьи 99 закона Украины «О выборах народных депутатов», ЦИК обязана установить результаты выборов не позднее, чем на 15-й день со дня проведения выборов, а официально опубликовать результаты выборов не позднее чем на 5-й день со дня установления результатов выборов (по части 1 статьи 10 этого же закона).

После этого у ЦИК есть 7 дней с момента официального опубликования результатов выборов, чтобы выдать лицу, зарегистрированному народным депутатом, временное удостоверение народного депутата Украины, которое является основанием для принятия лицом присяги – части 6, 7 статьи 101 этого же закона. То есть у ЦИК есть 27 дней со дня выборов для завершения избирательной процедуры, подчеркнула Кириченко.

Следовательно, необходимо решить проблему потенциального конфликта между нормой Конституции о 5-летнем сроке полномочий ВРУ и о проведении парламентских выборов в последнее воскресенье октября.

«Выходом может быть возвращение к формулировке, действовавшей до изменений 2011 года, а именно, что «выборы проводятся в последний день последнего месяца 5 года полномочий ВРУ». То же касается и выборов президента», – отметила она.

Однако что касается проведения очередных парламентских выборов 2019 года, вышеописанный конфликт между двумя нормами Конституции не возникает, поскольку благодаря назначению внеочередных парламентских выборов 2014 года именно на последнее воскресенье октября сроки завершения полномочий нынешнего состава ВРУ и избирательной процедуры 2019 года совпадают.

Поэтому исходя из статьи 76 Конституции и сроков избирательной процедуры в законе «О выборах народных депутатов», первое заседание Рады нового созыва не может произойти ранее 27 ноября 2019 года и это не противоречит статье 77 Конституции, которая закрепляет проведение очередных выборов в последнее воскресенье октября, и закону Украины «О выборах народных депутатов».

«Именно от этой даты нужно отсчитывать последние 6 месяцев срока полномочий нынешней Рады. Таким образом, новоизбранный президент будет вправе распустить ВРУ до 27 мая 2019 года», – акцентировала эксперт.

Также, согласно статье 103 Конституции и вышеупомянутому пункту 2.2 решения Конституционного суда Украины №5 от 15 мая 2014 года, срок полномочий президента – полные 5 лет. Итак, срок полномочий действующего президента истекает 7 июня 2019 года, то есть на несколько дней позже 27 мая, последнего возможного дня роспуска ВРУ. В то же время статья 104 Конституции закрепляет, что «новоизбранный президент Украины вступает на пост не позднее чем через тридцать дней после официального объявления результатов выборов», добавила она.

Что касается сроков такого объявления, то, уточнила юрист, в соответствии с частью 14 статьи 86 закона Украины «О выборах президента», при повторном голосовании применяются сроки, как и до первого тура, то есть, согласно части 8 статьи 83, «окружная избирательная комиссия обязана установить итоги голосования в пределах территориального избирательного округа не позднее чем на пятый день со дня проведения выборов», а «протокол об итогах голосования в пределах территориального избирательного округа безотлагательно после подписания транспортируется в Центральную избирательную комиссию».

«Далее, согласно части 7 статьи 84, ЦИК «в течение десяти дней, но не позднее чем на третий день со дня получения всех протоколов окружных избирательных комиссий об итогах голосования» устанавливает результаты выборов президента Украины, о чем составляет протокол», – пояснила она.

По ее словам, потом «не позднее чем на третий день после подписания протокола о результатах голосования» (часть 4 статьи 86) официально публикует результаты выборов (часть 6 статьи 84). То есть на всю процедуру у окружной избирательной комиссии и ЦИК есть до 18 дней со дня выборов, то есть до 9 мая.

«Учитывая упомянутое требование статьи 104 Конституции Украины о том, что новоизбранный президент должен вступить на пост не позднее чем через 30 дней после официального объявления результатов выборов, и требование о 5-летнем сроке продолжительности полномочий президента, новоизбранный президент должен вступить в должность 8 или 9 июня, что не позволяет ему распустить ВРУ до 27 мая, последнего возможного дня роспуска», – резюмировала Юлия Кириченко.

Подробнее о том, почему Раду нельзя распустить до 14 июня, – по ссылке.

Больше об условиях, при которых может произойти досрочный роспуск Рады – на нашей инфографике.

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО