Жизнь в долг: чего ожидать от сотрудничества Украины с МВФ в 2019 году

Александр Радчукполитолог

В конце 2018 года Украина таки сорвала график по выполнению предыдущей программы кредитования от МВФ. Правильнее будет сказать, что правительство сорвало график получения траншей еще в 2016 году. Впрочем, сама программа сотрудничества не прекращалась.

Из-за частичного невыполнения или откровенного пренебрежения программы по реформированию экономики МВФ не выделил кредитов на сумму 8 миллиардов долларов. Согласно программе сотрудничества на 2014-2019 годы, Украина должна была получить 17,5 миллиардов долларов кредитов, тогда как воспользовалась помощью только на 9,5 миллиардов.

Новая программа сотрудничества с МВФ предусмотрена всего на 14 месяцев, и за это время Фонд может выделить не более 3,9 миллиарда долларов. Достаточно ли этих средств для поддержания стабильности экономики Украины? Какими будут новые условия сотрудничества с МВФ и каких рисков следует ожидать?

На сухом пайке

После утверждения новой программы Фонд выделил Украине 1,4 миллиарда долларов кредита. Это долгожданная поддержка для стабильности отечественной экономики, которой страна ожидала с середины 2017 года.

В правлении МВФ сообщили, что новые транши кредитов получить будет непросто: в мае и ноябре миссии Фонда будут принимать решение о дальнейшем сотрудничестве. В случае успеха Украина еще дважды до конца года сможет получить по 1,3 миллиарда долларов кредитов.

Такую осторожность с предоставлением средств в Фонде связывают с двумя факторами – соблазном популизма на фоне избирательного 2019 года и слабыми успехами на пути реформирования. Предыдущий опыт выполнения Украиной так называемых «структурных маяков» лишь подтверждает эту тенденцию. «Слабые реформы» означают уменьшение программы кредитования. Ведь в МВФ понимают, что чем больше Украина накопит долгов, тем сложнее их будет возвращать ввиду отсутствия достаточных возможностей в экономике.

Чего ожидает МВФ?

На самом деле, стратегически ничего нового в сотрудничестве с МВФ не меняется. Украина должна продолжить реформировать экономику, которые были обнародованы в меморандуме о сотрудничестве с 2015 года. Некоторые из пунктов удалось выполнить, другие – до сих пор находятся в «подвешенном» состоянии.

Особенно остро в прошлом году украинцы восприняли новость о повышении тарифов на газ для населения. Впрочем, о том, что тарифы будут увеличиваться, было известно еще с самого начала сотрудничества с МВФ. Более того, подобный шаг не был прямым требованием Фонда. Речь идет о вполне закономерном оздоровлении экономики Украины, в которой дефицит «Нафтогаза», нерациональное потребление энергоресурсов и проблемы с льготной оплатой за коммунальные создают существенное давление на бюджет.

Предлагая новую программу, Фонд определяет два основных приоритета для ее выполнения – укрепление финансового сектора вкупе с восстановлением банковского кредитования и макроэкономическая поддержка Украины в период 2019-2021 годов. Ведь именно на эти годы приходится пик выплат по предыдущим кредитам.

В вопросе поддержания макроэкономической стабильности уже есть определенные результаты. Во-первых, новая программа и первый транш уже «разморозили» предоставление другими кредиторами и международными организациями финансовой помощи. Во-вторых, международные резервы Украины достигли 20,8 миллиарда долларов – уровня докризисного 2013 года.

Новые риски и вызовы

В самом МВФ называют два основных риска выполнения программы. Это конфликт на Донбассе, и угроза популизма перед предстоящими выборами.

В эти же дни Фонд обнародовал текст очередного меморандума о программе нового сотрудничества. Из него можно сделать несколько выводов.

Во-первых, МВФ очень четко отметил, что несмотря на усилия правительства в установлении макроэкономической стабильности, украинская экономика до сих пор находится в кризисном состоянии и является непривлекательной для иностранных инвесторов. В Фонде также заметили, что многие украинцы ищут возможности трудоустройства за рубежом, чтобы там больше зарабатывать.

Очевидно, Фонд также заметил, что за последние несколько лет основным инвестором в экономику являются украинские гастербайтеры. Так, в прошлом году, по подсчетам НБУ, должно поступить около 12 миллиардов долларов переводов от украинцев, работающих за рубежом. Это в разы больше объемов прямых иностранных инвестиций, да и самих сумм кредитов МВФ.

Во-вторых, в Фонде намекнули, что несмотря на избирательную гонку, правительству придется в 2019 году еще раз повышать тарифы на 15%. В данном вопросе надеются «прикрыться» уже привычным к этому процессу Кабмином Владимира Гройсмана. Ведь очередное повышение тарифов станет еще одним дополнительным фактором для политиков-популистов повысить собственные рейтинги. Как в этих сложных вопросах найти равновесие, пока непонятно.

В-третьих, правительству придется позаботиться о том, чтобы реформировать ГФС. Да, эту структуру должны реорганизовать в два подразделения – налоговую службу и таможенную службу – уже к концу апреля этого года.

В-четвертых, МВФ ставит жесткие временные рамки и при назначении крайней мере 35 судей «с безупречной репутацией» на должности в Высший антикоррупционный суд. На отбор дается менее 4 месяцев. Кроме того, до конца июля в МВФ ожидают завершения внешнего аудита НАБУ.

Каждый из этих пунктов будет нелегко выполнить не только в условиях избирательного аврала, но и в целом, с точки зрения весьма ограниченных временных ресурсов. Ведь сопротивление, которое оказывает система, настолько мощное, что, вполне вероятно, МВФ может и не дождаться выполнения всех пунктов меморандума в этом году и при нынешней власти.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО