Протесты во Франции: кто и почему заинтересован в социально-экономических бунтах?

Александр Радчукполитолог

Уже четвертую неделю Францию лихорадит из-за уличных протестов. Поводом для недовольства французов стало желание правительства повысить цены на топливо. Мотив власти вроде бы благородный – забота об экологии.

Впрочем, дальнейшие события стали настоящей неожиданностью для правящих политических сил во Франции. И несмотря на то, что президент Франции Эммануэль Макрон пошел на уступки протестующих, а правительство согласилось отменить повышение цен на топливо и заморозить цены на газ и электричество на 2019 год, французы не успокоились. Протестующие начали собираться не только в Париже, но и в большинстве регионов страны, и выдвигать много других требований.

Кульминацией стало обнародование 25 требований протестующих к правительству. Среди них есть много пунктов, на которые руководство страны пойти вряд ли решится, ведь тогда Францию могут охватить еще большие бунты. Так, например, среди требований выход государства из ЕС и восстановление собственной валюты, немедленный выход из НАТО, восстановление возможности для проведения местных референдумов, запрет ГМО и пестицидов, отмена дорожных камер и радаров, прекращение потока мигрантов и еще ряд масштабных по своей сути реформ.

Конечно, подобная история заставляет задуматься, кто именно стоит за акциями протеста и какова их конечная цель. Ведь на первый взгляд ни одной формальной структуры за «желтыми жилетами» нет. Правда, французские власти подозревают в причастности к акциям протестов в Париже лидера ультраправого Национального объединения Марин Ле Пен. Более того, по свидетельствам французских спецслужб, без «руки Кремля» также не обошлось – мол, в соцсети Twitter около 600 российских пользователей активно распространяют информацию об уличных акциях протеста во Франции.

Все это приводит к ряду неоднозначных выводов. Ведь Франция – один из ключевых игроков в жизни Европейского Союза и имеет существенный вес в международных отношениях и в вопросе поддержки внешнеполитического курса Украины.

Страхи Европы

Рейтинги французского президента на фоне длительных акций протеста упали до рекордно низких показателей. Весной 2017 года он во втором туре президентских выборов победил с поддержкой в 65,8% голосов, тогда как сейчас его рейтинг составляет уже 25%.

Эммануэль Макрон начал быстро отыгрывать ситуацию в сторону удовлетворения социального блока требований протестующих. Так, он объявил чрезвычайное экономическое положение и уже предупредил французов, что выполнение хотя бы части требований протестующих обойдется бюджету в 8-10 миллиардов евро в год. Кроме того, Макрон уже пообещал, что минимальный размер оплаты труда с 2019 года вырастет на 100 евро.

Очевидно, французским властям будет нелегко успокоить аппетиты протестующих, ведь их требования легли на благодатную почву. Митингующих активно поддерживают рядовые французы и действительно считают деятельность правительства и президента слишком направленными на поддержку крупных корпораций и интересов богачей. Зато знаменитый левый спектр политических сил активно играет на настроениях граждан, поэтому сломить сопротивление протестующих силой или какими-то незначительными уступками не удастся.

На самом деле, следующим государством, которое также может стать на путь протестов, является Германия. Там вопрос мигрантского кризиса настолько глубоко въелся в общественную жизнь рядовых немцев, что стоит лишь найти повод и движущую силу и нервы у рядовых граждан могут таки не выдержать. Именно проблемы с мигрантами из других стран является сейчас наиболее болезненной темой для правительства Германии и очень благоприятной для оппозиционных политических сил. Таких, как «Альтернатива для Германии» – партии, которая приобретает все больше популярности среди граждан на местном уровне и которая в сентябре 2017 года уже получила большую фракцию в Бундестаге. Партия впервые прошла в Бундестаг, получив 13% голосов, а это 94 депутата среди 709 от общего количества. Следует также и учесть изменения в партийном руководстве правящей партии ХДС. Ангела Меркель окончательно ушла с поста главы партии, на который она была избрана 18 лет назад. Ее преемницей стала Аннегрет Крамп-Карренбауэр.

В общем, Европу ожидают непростые времена. Кроме правительства популистов в Италии и прихода к власти открытых или скрытых сторонников ультраправых к власти в нескольких странах Европы (Австрия, Венгрия), в непростой ситуации оказалась Великобритания. Премьер-министр Тереза Мэй никак не решится провести голосование по так называемому «Брекзиту». Она оказалась между двух огней – если не удастся договориться о благоприятных условиях для выхода Великобритании из ЕС, то, скорее всего, она потеряет должность.

Неспокойно и в других странах Европы. Так, на днях массовыми акциями протеста закончилось противостояние местных анархистов с полицией. Только в греческой столице во время столкновений, которые начались еще в четверг после обеда, был задержан 66 человек, 13 из них были арестованы.

Между тем Словакия, Чехия, Венгрия и Польша борются за украинских рабочих. Эти страны пытаются улучшить свое экономическое положение за счет трудолюбивых гастарбайтеров – в первую очередь украинцев. Постепенно увеличиваются квоты на официальное трудоустройство и улучшение условий труда.

Факторы Кремля и США

В целом, ситуация с протестами во Франции ставит в очень трудное положение действующего президента Эммануэля Макрона. Кроме падения рейтингов, из-за протестов Франция может существенно ослабить свои позиции во внешней политике. А это и ситуация в Сирии, и позиция по Украине, и очередные неприятности для всего ЕС.

Среди прочего, Макрон теряет шансы на переизбрание на второй срок. Тогда как идеи ультраправых во главе с Марин Ле Пен лишь набирают сторонников. Если удастся достичь хотя бы часть из заявленных протестующими требований, то дополнительный электоральный ресурс гарантирован.

Во Франции ультраправые – давние идеологические союзники Кремля. Впрочем, доказать хоть какую-то реальную связь крайне сложно. Вероятно, организовать подобные акции протестов извне вряд ли под силу даже таким влиятельным спецслужбам, как ФСБ. Скорее всего, на руку ультраправым сыграли соответствующие настроения во французском обществе и ряд социально-экономических проблем, которые накапливались последние 10-15 лет.

В США также недовольны деятельностью Макрона. В частности, критически высказался по поводу причины протестных акций во Франции президент США Дональд Трамп. Безусловно, он высказался в поддержку выхода США из Парижского соглашения по климату и раскритиковал его принципы. Таким образом, репутационные потери Макрона – бальзам на душу Дональду Трампу и дополнительные аргументы в пользу его шагов во внешней политике.

Очевидно, есть два варианта развития ситуации с протестами во Франции. Если эскалация достигнет апогея, вполне возможно, что Эммануэль Макрон окажется перед неприятным выбором – пойти на досрочные выборы или попытаться решить ситуацию с помощью силового подавления протеста. Оба варианта маловероятны. Но если корень проблем в самом французском обществе, то и компромисс вполне реально найти. Возможно, этой уступкой будет отставка правительства и реализация ряда предложений протестующих.

Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО