В Украине готовятся упростить процедуру изменения регистрации места проживания для граждан. Новый законопроект №9218 «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» внесла группа народных депутатов во главе с Сергеем Березенко (БПП) и Антоном Геращенко («Народный фронт»). Документ разрабатывался совместно с правительством. В частности, в его разработке принимали участие Министерство экономического развития и Офис реформ административных услуг.
Новый документ должен заменить закон от 2003 года. Сама процедура регистрации в Украине до сих пор считается устаревшей, ведь несмотря на то, что она заменила собой знаменитую прописку, формально сохранила свою советскую сущность.
Поэтому процедуру регистрации планируют значительно упростить – предлагается ввести статус добровольного заявления от граждан. При этом в правительстве обещают ввести онлайн-регистрацию этих заявлений, чтобы граждане не стояли в очередях. К тому же с 1 ноября этого года каждый гражданин Украины сможет заменить свой внутренний паспорт на ID-карту. Именно с появлением такого нового вида паспорта еще больше обострилась проблема с регистрацией по месту жительства.
Ведь пока вместе с ID-картой гражданину выдается и бумажная выписка о месте регистрации. На самом деле, информация о месте проживания уже вносится в ID-карту, однако подтвердить свое место жительства можно только по бумажной выписке, пока во всех государственных учреждениях не заработают приборы для считывания информации. Так или иначе, подобные новации и сама процедура требуют законодательного закрепления.
Но, похоже, с самим документом не все так просто. Каких сюрпризов гражданам следует ожидать от новых правил регистрации места проживания?
Зарегистрироваться станет проще?
Хорошо всем известная советская прописка официально действовала сначала в УССР, а затем и в независимой Украине в период с 1932 по 2003 год. Именно в 2001 году Конституционный суд Украины отменил институт прописки. Однако альтернативной процедуры учета граждан создано не было и советская система прописки просуществовала еще два последующих года.
Закон «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» был принят в 2003 году. Он предусматривал возможность добровольной регистрации граждан по месту жительства или пребывания. Местом проживания считается адрес, по которому человек проживает более шести месяцев в году. По закону, граждане сообщают об изменении места жительства в течение 30 дней. Функции регистратора выполняла Государственная миграционная служба Украины. Штраф за несвоевременную прописку был мизерный – всего 51 гривна.
Все изменилось с реформой децентрализации. В апреле 2016 года правительство утвердило постановление №207 «Об утверждении Правил регистрации места проживания и Порядка передачи органами регистрации информации в Единый государственный демографический реестр». Функции регистрации получили исполнительные органы местной власти, однако сама процедура не слишком упростилась. Единственная новация заключалась в том, что провести регистрацию по новому месту жительства и отменить ее по предыдущему можно в ходе одной процедуры, подав соответствующее заявление. Конечно же, в бумажный паспорт вносились соответствующие записи.
Сейчас в правительстве обещают, что зарегистрироваться можно будет посредством онлайн-процедуры, добровольно подав лишь одно заявление на соответствующем сайте. «Ежегодно в Украине осуществляется более 2 миллионов регистрационных действий, это одна из самых популярных административных услуг. Совершенствование процедур позволит каждому зарегистрировать место проживания с мобильного телефона и оплатить это онлайн», – рассказал об нововведениях председатель Офиса реформирования административных услуг Владимир Семенихин. К слову, в правительстве пообещали, что процедуру проверки фактического проживания таки отменят.
Проблемы учета населения
В тексте самого законопроекта значительно больше нюансов. Необходимость введения новой системы аргументируют частыми злоупотреблениями гражданами при регистрации в жилье, в котором они на самом деле не проживают. И наоборот, часто возникает путаница с фактическим правом на проживание и процедурой регистрации. «Поскольку основанием регистрации является не фактическое проживание в жилье, а только наличие права на проживание в нем, граждане регистрируются не там, где они фактически проживают, а там, где могут документально подтвердить право на проживание (при этом, например, договор аренды, заключенный в простой письменной форме, а таких договоров заключается до 95%, не признается органами регистрации как документ). С другой стороны, согласия владельца жилья достаточно для осуществления фиктивной регистрации (например, для манипулирования местными выборами или получения льгот)», – говорится в пояснительной записке к документу.
Кроме того, проблемы учета населения обостряются тем, что реестры территориальных громад являются автономными и не взаимодействуют. Как следствие, один и тот же гражданин может быть зарегистрирован в нескольких местах одновременно. Поэтому законопроектом предлагается перевести реестры территориальных громад в электронный вид, благодаря чему они смогут обмениваться информацией между собой и с государственными реестрами (например, с Единым государственным демографическим реестром) в автоматическом режиме.
Если Верховная Рада примет законопроект, новые нормы начнут действовать с 1 января 2021 года. Впервые документ предусматривает четкий алгоритм действий для гражданина, который имеет несколько мест жительства. Для этого нужно указать только одно место жительства – по собственному желанию, впрочем, для отдельных групп населения, таких как призывники, участники судебных процессов, должники, нужно указать еще и фактическое место жительства, однако это можно сделать онлайн.
Не стоит думать, что такая система полностью основана на доверии и в случае необходимости гражданин сможет уклоняться от определенных своих обязательств, надеясь, что место его пребывания не определят. Вместо проверок, законопроект предусматривает процедуру "подтверждения факта места регистрации" и определяет 7 оснований для ее начала. Инициировать подтверждение лицом факта проживания смогут только владелец жилья и лица, проживающие в жилище; органы государственной власти или органы местного самоуправления, имеют документально подтвержденную информацию о том, что лицо не проживает в жилье; а также руководство школы в случае, если желающих пойти в первый класс .
Самое интересное, что несмотря на упрощение процедуры, о добровольном регистрацию в законопроекте таки не идет. Наоборот, вводится обязательное информирование о регистрации или снятия с регистрации места жительства. Предусматриваются четкие сроки - 1 месяц для того, чтобы гражданин мог зарегистрироваться по новому месту жительства.
В случае принятия законопроекта существенно вырастут и штрафы ложные сведения при регистрации. Если были внесены недостоверные данные о себе или детей, органы регистрации могут по своему усмотрению приостановить или аннулировать регистрационные действия.
Что даст новый закон?
Новый закон потребует выделения дополнительных средств из государственного бюджета. Документ вносит изменения в целый ряд других законодательных актов. В частности, в 14 законов и в Кодекс Украины об административных нарушениях.
Наиболее интересны изменения, которые фактически отменяют обмен бумажными отчетами между различными органами власти для установления места жительства. Вместо них будут использоваться электронные базы данных. Так, например, будут внесены изменения в закон «О Государственном реестре избирателей», согласно которым внесения в указанный реестр информации об избирателях, зарегистрированных или снятых с регистрации по месту жительства в соответствующей административно-территориальной единицы, будут происходить в автоматическом режиме из реестра территориальной громады. То же касается и военкоматов.
Кроме того, законопроект предусматривает решение проблем с правами переселенцев. Так, соответствующие изменения в закон «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» установят новые правила и особенности регистрации места проживания внутренне перемещенных лиц. Наконец, документ также вносит порядок в закон «О жилищно-коммунальных услугах» в части запрета начисления (перечисления) потребителю жилищно-коммунальных услуг платы за жилищно-коммунальные услуги в связи с изменением количества зарегистрированных в жилье лиц, если изменение фактического количества лиц, которые постоянно проживают в жилье потребителя, не состоялось.
Авторы законопроекта ожидают, что новый документ сможет уменьшить нагрузку на ЦНАП, уменьшит количество документов, которые нужно собрать для регистрации по месту жительства. Государство получит дополнительные и более достоверные сведения о гражданах для более эффективного распределения ресурсов и планирования расходов. Внутренне перемещенные лица смогут получить равные с другими членами громад права, поскольку будут стоять на учете таким же образом, как и каждый гражданин Украины.
Конечно, существуют и риски. Прежде всего будет создана большая электронная база данных, которая в умелых руках может быть использована во время избирательного периода. Впрочем, пока что это далекая перспектива, ведь на полную закон в случае принятия заработает лишь с 2021 года.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»