Прорванная блокада: как судовладельцы игнорируют запрет на посещение Крыма

Министерство по вопросам оккупированных территорий опубликовало статистику, свидетельствующую о том, что судовладельцы не соблюдают запрет на посещение портов оккупированного Крыма. Только за последние 14 месяцев в крымских портах было зафиксировано более 1200 заходов различных судов – по большей части из России. Украина имеет очень ограниченные возможности для того, чтобы контролировать соблюдение собственного запрета.

Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и временно перемещенных лиц (МинВОТ) сообщило, что с 1 августа 2017 года по 30 сентября 2018 года в крымских портах было зафиксировано 1207 заходов различных судов и танкеров.

Большая часть судов – 98 – прибыли из России (это неудивительно, поскольку Крым оккупирован именно Российской Федерацией). В порты полуострова совершили 1123 захода. Остальное количество заходов приходится на суда под флагами других стран. В частности, под флагом Республики Палау зафиксировано 20 посещений, Республики Того – 17, Союза Коморских Островов – 10, Республики Сьерра-Леоне – 9, Республики Молдова – 7, Объединенной Республики Танзании – 6, Республики Панама – 5, Республики Мальта – 3, Турецкой Республики – 2, Островов Кука – 2, Островов Питкэрн – 1, Республики Судан – 1, Федерации Сент-Киттс и Невис – также 1.

Напомним, что в связи с оккупацией Крыма Россией порты полуострова – Евпатория, Керчь, Севастополь, Феодосия, Ялта – закрыты в соответствии с распоряжением Кабмина от 30 апреля 2014 года и приказом Мининфраструктуры от 16 июня того же года. Заходы судов под иностранными флагами в крымские порты и терминалы являются нарушением законодательства Украины, норм международного права. Они расцениваются как действия, подрывающие суверенитет нашей страны, и влекут за собой ответственность, в том числе и уголовную.

Впрочем, спустя четыре года после аннексии Крыма и наложения упомянутых запретов Украине так и не удалось полностью обеспечить их выполнение. Так, мониторинговая группа «Майдана закордонних справ», Института Черноморских стратегических исследований и сайта BlackSeaNews ведет подробный учет иностранных судов, заходивших в Крым с весны 2014 года.

В «черном списке» группы уже находятся почти 350 судов под флагами более чем 30 различных государств, включая Болгарию, Турцию, Кипр, Грецию, Италию, Монголию, Португалию, Мальту и, конечно же, Россию. Российские суда чаще всего нарушали запрет. Некоторые из них могли заходить в различные крымские порты по нескольку десятков раз, поэтому точное количество таких прибытий посчитать крайне трудно, однако совершенно очевидно, что они исчисляются не одной тысячей.

Не так нагло, но все же довольно часто запрет нарушали суда под флагами таких экзотических государств, как Палау, Панама, Того и Сьерра-Леоне.

Здесь следует отметить, что, пожалуй, лишь в отношении судов под российскими флагами можно с уверенностью утверждать, что именно РФ «официально» плюет на наш запрет. В остальных случаях не все так очевидно. Существует международная практика использования «удобного флага», позволяющая судовладельцам ходить под флагами той страны, которая предоставляет наиболее выгодные условия захода судов в большинство портов мира. Это поясняется тем, что такие страны в течение достаточно большого промежутка времени не имели военных конфликтов с большинством государств.

«Удобным флагом», к примеру, располагают та же Панама, Либерия, Кипр, Мальта и Сингапур. Десятки российских судов как раз и зарегистрированы под флагами Либерии, Мальты или Кипра. Другими словами, если судно под флагом Кипра заходит в оккупированный Севастополь, это не означает, что государство Кипр не уважает украинский суверенитет или признает аннексию Крыма. Это означает, что некий судовладелец (вполне возможно, российский) просто использует судно под «удобным» флагом для того, чтобы иметь экономические преимущества при заходе в различные порты.

Возможности Украины обеспечить выполнение своего же запрета крайне ограничены. Дело в том, что правительства «удобных государств» не могут влиять на судовладельцев. Тем более, что использование флагов является одной из статей доходов для таких стран. Украина же, в свою очередь, пока обладает слишком слабым флотом для того, чтобы контролировать трафик в Черном море, как это сделала Россия в Азовском море. Поэтому остается лишь апеллировать к судовладельцам, чтобы они уважали существующие ограничения и не допускали посещения крымских портов.

Вероятно, подобные призывы имеют эффект. По данным МинВОТ, в 2018 году наблюдается тенденция к уменьшению количества заходов судов под иностранными (не российскими!) флагами в крымские порты. К примеру, в январе таких фактов было 17, в марте – 7, а в остальные месяцы – от 1 до 4. В апреле же иностранные суда вообще не посещали Крым. Однако в целом ситуация вряд ли улучшится, потому что основное количество нарушений допускают суда из России, которая считает Крым «своим».

Наказание же за подобные действия настигает редко. Одним из примеров может служить судьба рыболовецкого судна «Норд», которое было задержано 25 марта в Азовском море под российским флагом. Прокуратура Крыма открыла уголовное производство по факту выхода «Норда» из закрытого керченского порта. 30 марта суд арестовал судно и в настоящее время оно конфисковано и выставлено на продажу. Такая последовательность в исполнении своих же правил дорого стоила украинской стороне. Именно задержание «Норда» стало одной из причин блокады Азовского моря, которую в настоящее время осуществляет Россия.

Игорь Ветров, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО