В США, где никогда не было недостатка в скандалах, а с приходом Трампа скандалы превратились едва не в ежедневный фон и национальный фан, разгорается суперскандал. При рассмотрении в сенате кандидатуры Бретта Кавано на освободившееся место в Верховном суде, появилась информация о том, что он, будучи 17-летним учащимся элитной школы, пытался вместе с другом изнасиловать 15-летнюю девочку. Сенаторы-демократы и так не были намерены голосовать за Кавано, выдвиженца Трампа с весьма консервативными взглядами. Теперь же зарубить его кандидатуру могут и республиканцы, уж больно некрасивая история.
Соединенные Штаты иногда называют государством, где главная ветвь власти – судебная. Это в значительной мере справедливо, и Верховный суд, высший орган апелляции и конституционной оценки законодательства, в этой системе – настоящий Олимп. Посудите сами: президента избирают на четырехлетний срок, и дай ему бог сил побороться за второй срок. Судьи Верховного суда могут оставаться на своих постах пожизненно. А всего-то их девять человек. Каждый – на вес золота.
Судья Энтони Кеннеди решил не досиживать до смерти и в 81 год ушел на заслуженный отдых. Он придерживался умеренных центристских взглядов, что в целом уравновешивало соотношение сил между консерваторами и либералами в Верховном суде. Назначение Бретта Кавано на высвободившееся место резко нарушит расклад сил, и демократы пугают всех перспективой, когда голос нового судьи может оказаться решающим при голосовании, например, о праве женщин на аборт. Да и постоянная угроза конституционного кризиса, которую порождает специфическое президентство Дональда Трампа, увеличивает значение Верховного суда и позиции каждого из судей.
Понятно, что в таких условиях демократы решили дать настоящий бой и не допустить Бретта Кавано в судьи Верховного суда. К нему был целый ряд серьезных претензий, но, похоже, обстоятельства школьной вечеринки, состоявшейся больше тридцати лет назад, могут оказаться той соломинкой, которая сломает горб верблюда.
Большую роль играет то, что свидетельствовать против Кавано решилась профессор психологии университета в Пало-Альто (Калифорния). Девочка стала ученой. Кристин Блейзи Форд весьма достойный и уважаемый член общества, жена и мать, по поводу травмы, которую ей нанес тот школьный эпизод, она неоднократно в прошлом общалась с близкими и со специалистами. Наговор случайной авантюристки на уважаемого судью практически исключен, детектор лжи подтвердил: Форд не лжет. Кавано категорически отрицает, что нечто подобное вообще когда-либо произошло. С юридической точностью определить и доказать истину спустя столько лет практически невозможно, это прежде всего вопрос доверия или недоверия.
У республиканцев нет хороших вариантов. Прокатить Кавано, выдвиженца президента, – удар по Трампу и самой партии накануне промежуточных выборов. Дескать, кого вы тут подсовываете американцам в качестве судьи Верховного суда? Моральные качества кандидата ложатся тенью на выдвигающих. Продавить кандидатуру сомнительных достоинств едва ли не хуже: судья такого уровня и значения может придерживаться странных взглядов, но при этом обязан быть безупречно порядочен. И нет таких причин, которые бы заставили закрыть глаза на непорядочность.
Пока американцы мучаются с возникшей перед ними проблемой, обратим внимание на то, что творится в нашей судебной системе, реформированием которой, как известно, очень гордится президент. Верховный суд Украины, недавно избранный – сенсация! – на конкурсной основе, отменил решение об увольнении бывшего председателя Высшей квалификационной комиссии судей Игоря Самсина с должности судьи Верховного суда. Самсин руководил ВККС при Януковиче и подлежал люстрации. Но поскольку он написал, хотя далеко не сразу, заявление об отставке, увольнять его в порядке люстрации не следовало. То есть перед нами, по версии Верховного суда, не люстрированный судья, а уважаемый член судебной корпорации, ушедший на заслуженный отдых по собственному желанию. Уж не знаю, как это отражается на его пенсионном обеспечении, наверняка как-то отражается. Как отражаются такие решения на репутации «обновленного» Верховного суда, тоже понятно: своих, даже бывших, система старается не обижать. Сегодня ты – завтра я.
В нашем Верховном суде 120 судей, и никто при проведении конкурса не копался, как они себя вели, будучи школьниками. Не очень разбирались и в том, что делали некоторые из них уже в судейском качестве, как, например, Сергей Слинько и Станислав Кравченко, забракованные Общественным советом добропорядочности, но вполне пригодные с точки зрения опять-таки обновленной ВККС. Потому что какая, к черту, порядочность, когда есть ценности повыше и поважнее.
Как ни странно, выходит, именно наличие политической составляющей при назначении судей Верховного суда в США заставляет на глазах у всей нации просеивать кандидатов сквозь мелкое сито, пристально вглядываясь даже в их школьное прошлое. У нас выбор вершит корпоративная солидарность, которая на деле оказывается снисходительной до слепоты.
Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.