Украинская автокефалия: две канонических Церкви в одной стране?

Максим Кречетовжурналист, блогер

Всё проходит, как мудро отметил ещё библейский царь Соломон, вот и неопределённость Вселенского Патриархата в вопросе канонической самостоятельности (автокефалии) Украинской православной церкви тоже прошла. Патриарх Варфоломей готовит сильнейший ход, к которому сама Украина не была готова ни 27 лет назад, едва обретя независимость, ни 10 лет назад, когда этот первоиерарх посетил Киев и увидел пустоту в глазах тогдашнего президента Виктора Ющенко, а также бессодержательные мелочные склоки между тремя ветвями украинского православия.

«Начнём с главного: единая поместная автокефальная православная Церковь в Украине обязательно будет. Такова логика исторических процессов, протекающих сегодня с невероятной скоростью и с такой же неотвратимостью», - так начиналась моя статья, опубликованная «Словом и Делом» более двух лет назад. В то, что происходит сегодня, тогда ещё мало кто верил, но это у нас эпохи измеряются жалкими 3-4 годами между очередными и внеочередными выборами то президента, то парламента.

Хронометр в древнем Константинополе отсчитывает время столетиями и там готовы сколь угодно долго ждать подходящего момента для исторического решения. А решение о даровании украинскому православию права на автокефалию будет историческим безо всякого преувеличения. Впрочем, излишний оптимизм по поводу сроков обретения автокефалии испытывать не стоит – мы имеем дело с наследниками Византийской империи, а с ними никогда нельзя быть в чём-то уверенным на 100%.

Томос (указ) Вселенского Патриарха об автокефалии ждали то к 1030 годовщине крещения Руси в июле этого года, то ко Дню Независимости Украины. Теперь вот пророчат на праздник Покрова – 14 октября (сразу после заседания Священного Синода Вселенского Патриархата в начале следующего месяца, где и ожидается принятие соответствующего решения).

Архиерейский собор (Синакс) Константинопольского (Вселенского) Патриархата не уполномочен решать вопросы автокефалии какой-либо церкви. Однако поддержка иерархов Вселенского Патриархата со всего мира, собравшихся на Синакс (1-3 сентября) в Стамбуле, важна перед заседанием Священного Синода первой по чести православной Церкви, которое пройдёт чуть более чем через месяц. Так вот Синакс подготовил почву – подтвердил то, что и раньше являлось фактом: Вселенский Патриархат имеет право без всяческих согласований с кем-либо предоставлять автокефалию очередной православной церкви, увеличивая таким образом мировую семью Поместных православный Церквей.

Сам Вселенский Патриарх Варфоломей озвучил несколько очень категоричных тезисов: перенос киевской митрополичьей кафедры в XIV в Москву не получил благословения Матери-Церкви Константинопольской и набожный украинский народ не раз делал шаги к устранению от власти Москвы; патриархат в Москве был провозглашён без включения в него Киевской Митрополии; Томос 1686 года был предоставлен под давлением и в нем говорилось лишь о предоставлении разрешения Московскому патриарху засвидетельствовать Киевского митрополита, но этот митрополит должен и в дальнейшем признавать Вселенского Патриарха как своего главу и находиться в его юрисдикции, о чём должно было свидетельствовать упоминание имени Вселенского Патриарха во время богослужения. Эти условия не были соблюдены.

Однако происходить это может не по желанию самого лишь Вселенского Патриарха или руководства церкви, претендующей на автокефалию. По церковной традиции, претендующая на самостоятельность церковь должна быть в стране, которая обрела независимость. Об автокефалии должны попросить и государство, и сама поместная церковь. Но Патриарх рассматривает не только эти обращения, но и оценивает то, насколько эта поместная церковь является зрелой: в организационном, духовном, богословском и административном аспектах.

У Украины независимость есть уже 27 лет, обращения президента и парламента к Вселенскому Патриарху тоже есть, а вот церквей православных аж три и две из них – УПК КП и УАПЦ – неканоничные с точки зрения церковного права, а единственная каноничная, контролируемая Москвой УПЦ, никакого обращения в Константинополь не передавала. На этом акцентируют все представители РПЦ/УПЦ.

Выход из ситуации, однако же, есть. В Константинополе УПЦ КП под руководством «раскольника» Филарета воспринимают как отколовшуюся от УПЦ (а значит и от РПЦ). Там же говорят, что если какая-то церковь неканонична, то это вовсе не значит, что её не существует. И в эти дни помимо прочего в резиденции на берегу залива Золотой Рог рассматривают вопрос об отмене анафемы (отлучения от церкви), которую на Филарета наложила РПЦ.

Стоит напомнить, что нынешний предстоятель УПЦ КП Филарет был до 1992 года (т.е. до создания УПЦ КП)) митрополитом Киевским и всея Украины – предстоятелем УПЦ, являвшейся и остающейся пока частью РПЦ. Так вот, по древней церковной традиции если раскол невозможно уврачевать на местном уровне, то тогда арбитром выступает православный первоиерарх – Вселенский Патриарх. А теперь стоит напомнить, что 16 ноября 2017 года самопровозглашённый патриарх Филарет обратился к предстоятелю РПЦ патриарху Кириллу с просьбой о восстановлении евхаристического и молитвенного общения.

Многие тогда накинулись на Филарета с критикой, мол, с чего вдруг гордый и непоколебимый лидер независимой от Москвы православной общины Украины обратился к одному из апологетов российской агрессии и последовательному врагу самостоятельной украинской церкви? А умудрённый опытом 89-летний церковный деятель просто соблюдал церковные процедуры. Очень скоро увидим, к чему это приведёт.

Один из самых влиятельных иерархов Константинопольского патриархата, митрополит Прусский Элпидофор накануне нынешнего Синакса заявил: «То, в чём мы убедились за уже почти три десятилетия, с тех пор как существует проблема (церковного раскола в Украине – авт.), церковь Москвы отклоняет, откладывает, избегает диалога и, как результат, увековечивается эта неприемлемая ситуация, которая является позором для православия, особенно в это критическое время, когда мы выживаем как православные во всём мире. Мы не можем себе позволить роскоши, чтобы потерять и держать миллионы людей вне православной общины. И мы, как Вселенский патриархат, имеем ответственность, потому что наша роль – не только председательствовать, руководить или гордо выступать, если можно так выразиться, на литургиях или собраниях для поклонения, но и время от времени, засучив рукава, работать и руками, чтобы убирать тогда, когда возникают трудные ситуации, сложные ситуации, опасные ситуации, такие как сегодня в Украине. Это задача и обязанность Вселенского Патриархата в церковной системе православия – управление и решение таких проблем».

Вот бы Совбез ООН так же реагировал на «замороженные конфликты» в Грузии, Молдове, Украине и т.д.

Москва сегодня сама угрожает расколом мировому православию. Началось с того, что РПЦ проигнорировала Всеправославный Собор 2016 года, который готовился 60 лет (!) при участии той же РПЦ и который перенесли из Стамбула на Крит из-за обострения на тот момент отношения России и Турции (в связи с тем, что турки сбили над своей территорией российский военный самолёт, залетевший из Сирии).

Есть версия, что участие Москвы в этом соборе было условием для того, чтобы патриарх Варфоломей не поднимал вопрос об автокефалии украинской церкви, поскольку этот Всеправославный собор был «делом всей жизни» нынешнего Вселенского Патриарха. Но демарш патриарха Кирилла и отказ от участия в соборе не связан непосредственно с «украинским вопросом» – это часть большой геополитической игры, в которой крупнейшая (пока ещё) православная церковь – РПЦ – пытается перетянуть на себя первенство в православном мире, закрепив за собой придуманный ещё пропагандистами царей Романовых статус «третьего Рима» (у Константинополя, как известно, в бытность столицей Римской (Византийской) империи было ещё одно официальное название – Второй (или Новый) Рим).

РПЦ теперь идёт ва-банк и не гнушается никаких методов ради удержания миллионов украинских православных в своей узде, ведь это более 40% всех приходов РПЦ! В Стамбул зачастили делегации российских бизнесменов, опекающих РПЦ (Якунин, Саввиди), а также украинских бизнесменов-политиков, являющихся защитниками позиций РПЦ в Украине (во главе с Вадимом Новинским). Пытался встретиться с Варфоломеем даже лично российский президент во время визита в Турцию, но тот от встречи дипломатично уклонился. Наконец, визит Кирилла в Стамбул и встреча с Варфоломеем (которого россСМИ называют запросто – коллегой партиарха Кирилла) тоже ничего не дали – в Константинополе решение своё уже приняли: автокефальной украинской церкви быть. А ставки слишком высоки, ведь мало того, что после обретения автокефалии Русская церковь из гиганта превратится в примерно равную украинской по численности и даже станет менее крупной, чем Румынская православная церковь, так это означало бы также и геополитическое поражение России, пытающейся сохранить свою гегемонию на всём постсоветском пространстве.

Так глядишь и Кирилл (Гундяев) останется без своего патриаршего куколя и даже без погон офицера КГБ-ФСБ за такое фиаско. Налицо все признаки политической агонии: делегация РПЦ объездила резиденции всех православных патриархов с уговорами и угрозами «великого раскола» по типу того, что произошёл в 1054 году, когда единая церковь распалась на католическую и православную.

Ещё раз процитируем митрополита Прусского Элпидофора: «Церковь России начала кампанию по информированию других церквей, по сути, это кампания клеветы на Вселенский Патриархат (ВП), кампания, как бы это точнее сказать, шантажа, мол, если Вселенский Патриархат сделает так, то произойдёт это, произойдёт то, состоится схизма, придёт конец, состоится второе пришествие и прочие подобные вещи, пытаясь запугать и отпугнуть другие православные церкви, стремясь насколько это возможно повлиять каким-либо образом, политически или иным известным ей способом, повлиять на церкви, чтобы те не признавали возможное провозглашение автокефалии церкви Украины. Собственно, именно из-за такой деятельности Русской церкви Патриархат решил создать представительную комиссию из архиереев ВП, делегация которой посетит православные церкви по всему миру, чтобы информировать их о реальных фактах, о реальных намерениях, о реальном положении вещей по решению проблемы Украины, чтобы развенчать ложную информацию, которая вводит в заблуждение, и искажённые сообщения, распространяемые церковью России».

Что ж, достойное занятие как для «людей божьих», ничего не скажешь. Зато мало кто из оголтелых прихожан РПЦ/УПЦ и особо рьяных иерархов (коих давно уже прозвали у нас мракобесами) поморщится от методов своих «духовных лидеров», ведь в гибридной войне за «русский мир» абсолютно все методы хороши, вплоть до укрывательства боевиков в храмах и монастырях, откровенной лжи архиепископов и стравливания людей, оправдания церковью (!) вооружённой агрессии против Грузии, Украины и освящения межконтинентальных баллистических ракет «Сатана» для запугивания всего мира.

Роль президента Украины Петра Порошенко в происходящем весьма скромная: в Константинополе, очевидно, его попросили обновить, актуализировать просьбу об автокефалии и провести через парламент новое обращение, поскольку сценарий действий за последние 2 года (после предыдущего обращения Верховной Рады к Вселенскому Патриарху), видимо, скорректировали.

В 2016 самым вероятным называли сценарий отмены Томоса 1686 года и таким образом восстановления статуса-кво, при котором киевская митрополия является экзархатом Вселенского Патриархата (как, например, украинские православные Церкви США, Канады и т.д.). Пётр Порошенко фактически не скрывает, что обретение автокефалии станет для него джокером (эйфория от безвиза ведь уже прошла) на предстоящих президентских выборах – слово «вера» уже присутствует в его рекламных билбордах. Но Константинопольский Патриархат, переживший всех восточно-римских императоров, османских султанов и уже немало турецких президентов совершенно не собирается быть на подтанцовках в предстоящей избирательной кампании действующего президента.

Между прочим, незаконным Томос 1686 года уже назван в Томосе Вселенского Патриарха от 1924 года, которым автокефалия даровалась Польской православной Церкви. Теперь же в обращении президента Украины, поддержанном парламентом, речь идёт об автокефалии и, о чудо: оказалось, что на момент принятия этого обращения, в апреле, решение по Украине было уже принято Константинополем. Кстати, российские иерархи пренебрежительно называют Вселенский Патриархат даже не Константинополем (из которого христианство пришло в Х веке на Русь, в Киев, а несколько веков спустя распространилось и на север, в Московию), а Фанаром – по названию небольшого греческого района Стамбула на берегу Золотого Рога, в котором находится резиденция Патриарха и главный храм ВП – памяти Георгия Победоносца. Пожалуй, не лишним будет напомнить русским «святым отцам», что гордыня – это тот грех, который привёл к низвержению Люцифера в ад, где он превратился в Сатану, первый и главный из грехов дьявола, корень всех прочих грехов, самый тяжкий грех для человека.

Но вопрос пока без ответа – это то, каким будет механизм предоставления автокефалии. Напомним, что и сроков принятия этого решения никто не назовёт вам сегодня с полной уверенностью.

Патриарх Филарет надеется, что это будет до конца текущего года, но и ему, как и нынешнему президенту Украины, Константинополь подыгрывать не станет. Наиболее реалистичный следующий вариант: Вселенский Патриархат благословит архиерейский собор подписантов обращения к нему с просьбой об автокефалии (а там епископы из все трёх ветвей православия – да-да, и представители УПЦ там тоже есть). К собору могут присоединиться ещё немало духовенства подконтрольной Москве УПЦ, ведь они будут понимать, что уходят не к раскольникам, а во вновь создаваемую церковь, которая после избрания предстоятеля на своём учредительном соборе получит Томос об автокефалии то ли из рук самого патриарха Варфоломея, то ли от его представителя и произойдёт это скорее всего в Софии Киевской, которую государство скорее всего позволит сделать кафедральным собором новой канонической Церкви. УПЦ КП и УАПЦ самоликвидируются путём вливания в новую Поместную украинскую Церковь.

А что же с пророссийской УПЦ, спросите вы? А ничего – она останется. Неужели в Украине будет существовать сразу две канонический православных церкви? А почему бы и нет? Это ведь так по-византийски.

Ставку Константинополь сделает на то, что в новосозданную каноническую церковь устремится большое количество верующих мирян и священников УПЦ (целыми приходами, вместе с храмами и прочим имуществом). Ведь новая церковь уже не будет «безблагодатной» и «раскольнической», каковыми пока являются УПЦ КП и УАПЦ. А в УПЦ останутся в основном заполитизированные священники и особо фанатичные старушки, а вот пополняться её ряды за счёт молодого поколения уж точно не будут – она попросту обречена на естественную убыль прихожан. Кстати говоря, каноничность этой церкви в Константинополе ставят теперь под сомнение, поскольку киевский митрополит не поминает во время литургии Вселенского Патриарха, а за такое, говорят сегодня в Константинополе, положено лишать сана!

Со временем, после окончания российской агрессии и бешеного давления Москвы на внутриукраинские конфессиональные дела, новые предстоятели УПЦ могут провести объединительный собор с канонической Поместной украинской православной церковью. Говорят, что новой конфессии может достаться название той, которую ныне возглавляет патриарх Филарет – УПЦ КП, вот только возглавить её должен будет непременно священник нового поколения, незапятнанный связями с Москвой и службой в КГБ-ФСБ.

Дай Бог!

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО