Автокефалия: кто влияет на решение и что будет с церковным имуществом

Александр Мусиенкополитический эксперт

19 апреля Верховная Рада проголосовала за постановление об обращении президента Украины к Вселенскому патриарху Варфоломею о предоставлении автокефалии православной церкви в Украине. 22 апреля стало известно, что Вселенский патриархат начал процедуры, необходимые для предоставления автокефалии УПЦ. 1 сентября в Стамбуле начался Архиерейский собор Константинопольской церкви, главной темой которого является предоставление Украинской православной церкви автокефалии. Сегодня, 3 сентября, глава государства сообщил, что Вселенский патриархат подтвердил право самостоятельно оказывать автокефалию. К слову, 31 мая 2018 года президент Украины Петр Порошенко заверил, что украинский народ получит томос о единой поместной православной церкви. «Убежден, с нами Божья воля и помощь. Украинский народ получит томос о единой Поместной Украинской Православной Церкви. И завершит создание суверенного независимого фантастического европейского государства Украина», – заявил президент.

Политолог Александр Мусиенко напомнил о ситуации, которая была весной вокруг якобы предоставления Украине статуса аспиранта НАТО.

«Из-за неправильного перевода у нас фактически заявляли, что чуть ли не завтра Украина интегрируется в Альянс. Примерно такая же ситуация сейчас с религиозным вопросом. Многие политики манипулируют информацией», отметил Мусиенко.

Томос для Украины – единоличное решение Вселенского патриархата?

По его словам, заявление Вселенского патриархата не означает предоставление томоса, а лишь заявление о том, что не требуется обязательного согласия поместных церквей, чтобы Вселенский патриарх принял такое решение.

«Однако это не значит, что решение уже принято. Во-вторых, это не значит, что Вселенский патриарх будет ограничен от влияния других церквей. К нему приезжает и РПЦ, и Сербский патриарх выступает против, например. То есть полностью ограничиться от влияния не получится», – уточнил он.

Кроме того, эксперт обратил внимание, что на Вселенского патриарха как на гражданина Турции будет влияние турецких властей, потому что так исторически сложилось.

На его взгляд, здесь важно еще, поддержит ли Турция политически такое решение.

«При всем уважении, но Вселенский патриархат – это название, а находится он на территории Турции, где есть мусульманское большинство, где уже нет более пяти веков Константинополя, а есть Стамбул. То есть, несмотря на религиозные баталии, существует политическая реальность. Поэтому говорить, что решение будет приниматься автономно, не совсем уместно», – пояснил Мусиенко.

Вывод Лавры из-под юрисдикции МП

Предположим, патриархат принимает решение о единой поместной церкви в Украине. С одной стороны, это приведет к тому, что некоторые священники из МП могут перейти под юрисдикцию поместной церкви вместе со своими храмами и общинами, добавил эксперт.

«Однако, с другой стороны, нужно понимать, что Лавра и другие выдающиеся святыни вряд ли будут спешить переходить под юрисдикцию поместной церкви. С юридической точки зрения, все документы на право пользования у них есть. Это будет очень не просто», – акцентировал политолог.

Вряд ли будет силовой захват, хотя отдельные политики на этом спекулируют, отметил он.

По его мнению, если предоставят томос, по мере того, как и сколько священнослужителей будут переходить в поместную церковь, имущественный вопрос понемногу сдвинется с места.

«С Лаврой будет сложно именно с юридической точки зрения», – подчеркнул эксперт.

Автокефалия – шаг к религиозной межцерковной войне?

Религиозные войны в Европе давно закончились, есть еще Ближний Восток, Африка, но все же есть надежда, что мы увидим другое будущее, уточнил он.

«Хотелось бы верить, что общество, несмотря на определенные разногласия, будут мудрее. Да, есть попытки отдельных политиков, священнослужителей сталкивать людей между собой. Возможны локальные стычки и противостояния, но на глобальном уровне есть надежда, что религиозные войны остались в прошлом», – добавил политолог.

Он обратил внимание, насколько мирно и в согласии между собой живут в Нидерландах католики и протестанты.

«Они вместе формируют правительство, строят будущее и никто не вмешивается в вопросы веры друг друга», – резюмировал Александр Мусиенко.

Как депутаты голосовали за постановление о единой поместной церкви – на нашей инфографике.

Также «Слово и Дело» разбиралась, что в социальных сетях думают об этой инициативе.

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО