Турция ведет несколько политических линий, но главная позиция в том, что с Анкарой должны считаться, а в приоритете – только свои национальные интересы.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал политолог-международник Антон Кучухидзе, оценивая обострение отношений США и Турции, за чем последовал обвал лиры.
«Турция ведет несколько линий. Первая – глобальная коалиция по борьбе с терроризмом во главе с США, которая в Сирии ведет операции. Вторая линия – Москва-Тегеран-Анкара. Третья – они проводят собственную операцию в Сирии. В этом и отображается вся политика Турции», – отметил Кучухидзе.
Точно так же и в отношениях с США. Власти Турции видят, что в США поднимается вопрос пошлин по турецким продуктам, и намерены также ответить Штатам, несмотря на то, что они союзники по НАТО, подчеркнул эксперт.
«То есть при всем участии Анкары в интеграционных проектах, при всем союзничестве, в том числе с Вашингтоном, Анкара старается проводить ту политику, которая им выгодна по всем направлениям», – добавил он.
Да, сейчас турецкая лира ослабила позиции, но все равно позиция Турции такова, что они не должны прогибаться перед своими партнерами. С точки зрения молниеносности эффекта, это, может, и не лучшая позиция, потому что лира пошатнулась, но с точки зрения позиционирования страны, это правильно, уточнил политолог.
По его словам, за последнее десятилетие турецкая экономика стала одной самых развивающихся, поэтому механизмов по предотвращению негативных экономических эффектов в промежутке времени от полугода до года у Турции достаточно.
«То есть они смогут с точки зрения инвестирования перекрыть те проблемы, которые есть. Тем более США не являются главным торговым партнером Турции. Поэтому и дальше все будет оставаться в духе Эрдогана – никаких уступок, только собственные национальные интересы», – подчеркнул эксперт.
Он обратил внимание, что часто Белый дом повышает ставки, после чего идет на переговоры.
Кучухидзе не исключил, что какие-то консультации на рабочем уровне между сторонами могут состояться и будет найден компромисс по данному вопросу.
«Параллельно здесь еще другая линия. В Турции был арестован американский пастор, после чего были введены санкции против министров юстиции и внутренних дел Турции. Это также обостряет отношения стран. Но Эрдоган все равно держит свою позицию», – пояснил он.
По его мнению, с точки зрения политтехнологии и позиционирования, заявление Турции о переходе на расчеты в нацвалюте с торговыми партнерами, среди которых и Украина, – способ показать свою самодостаточност и, независимость, хотя все понимают, что совершать международные операции будет непросто.
«Учитывая объем экономики Турции, их интегрированность с глобальной экономикой, будет крайне сложно перевести все иностранные транзакции в национальную валюту. Но с точки зрения политики, это сделано, чтобы показать непоколебимость своих позиций. Попытка доказать, что они всегда найдут выход из ситуации», – отметил эксперт.
Он напомнил, что подобные политические тезисы звучали, к примеру, по иранской нефти.
«К примеру, Россия периодически продвигает идею альтернативы МВФ, Китай – по расчетам по нефтяным транзакциям. Как правило, какую-то долю рынка удается перезапустить под это, но с точки зрения глобальной экономики, учитывая позиции мировых валют, перевесить их крайне трудно», – резюмировал Антон Кучухидзе.
Как известно, Эрдоган заявил, что «Турция не проиграет экономическую войну», и пригрозил США поиском новых союзников.
Как политические партии поделили голоса после выборов в Турции – в колонке Османа Пашаева.