Еще весной власти Киева заявили, что вынуждены поднять цены на проезд в общественном коммунальном транспорте до 8 гривен. Правда, уже 13 июня Киевсовет на заседании по вопросам транспорта, принял решение отложить повышение цен на проезд, так как в коммунальном транспорте сперва необходимо ввести единый электронный билет. «Повышение цен на проезд в транспорте нужно отложить до внедрения единого билета и проведения независимого публичного аудита «Киевского метрополитена» и «Киевпастранса», – сообщили тогда в мэрии. Как известно, благодаря системе е-билета пассажиры смогут оплачивать проезд при помощи банковских карт, карт киевлянина, QR-кода, мобильного приложения или бумажного носителя. Ввести единый электронный билет на все виды общественного транспорта мэр города обещал еще в сентябре 2014 года. Впрочем, в мэрии не стали дожидаться новой транспортной системы. Уже 14 июля там заявили, что без повышения тарифов на проезд в общественном транспорте Киеву не избежать кризиса в транспортной сфере, а средства пойдут на зарплаты транспортникам. Стоимость проезда подняли в два раза.
Глава совета общественной организации «Всеукраинский центр реформ транспортной инфраструктуры» Владимир Наумов выразил сомнения по поводу того, что деньги потратят на зарплаты транспортников.
Новые цены на проезд
«Если учесть, что цены повысили в два раза и то, сколько людей работают в метрополитене, суммы разные. Метрополитен имеет огромный кредитный долг, его нужно закрыть. Вот так они и пытаются увеличить суммы поступлений и перекрыть эти кредитные средства», – отметил Наумов.
На его взгляд, повышение цен на проезд в два раза является необоснованным, особенно с учетом того, что большая часть денег компенсируется «Киевпастрансом».
«Если бы действительно была угроза коллапса, нужно было сделать общественное слушание данного вопроса. Подняли тариф не на 20%, а в два раза. Со старта подняли очень резко. Чтобы это сделать, должны были выложить экономическое обоснование в общественный доступ. Где видны затраты, пассажиропоток и другие показатели. Если бы подняли до 6 гривен, это еще бы можно было понять», – уточнил специалист.
Электронный билет: как это работает
Что касается электронного билета, то если он будет работать исключительно в КП, это будет электронный учет, а не билет, добавил Наумов.
«По сути, электронный билет – это когда весь город работает по этому принципу, а если это в только, к примеру, в троллейбусе, а в маршрутке придется вновь рассчитываться, это ничего не даст», – пояснил он.
По его словам, есть разные принципы работы электронного билета, к примеру, секторальный.
«Когда садишься в каком-то районе на автобус и в течение, например, 40 минут позволено бесплатно пересесть на другой вид транспорта. То есть электронный билет действует по всему пути 40 минут. Тогда это будет эффективно для пассажиров. У нас это скорее будет электронный учет. Закупят разные технические средства, кто-то на этом еще и заработает», – пояснил специалист.
На сегодня у нас в принципе нет учета пассажирских перевозок. В «Киевпастрансе» чуть лучше ситуация, потому что там хоть кондукторы есть, отметил он.
«Суперэффекта это не даст. Молодежь как платила, так и будет платить. Потом будет платить карточкой или со смартфона. От этого суть не поменяется», – констатировал эксперт.
«Просто наставят в транспортные средства сканеров, на что также потратят деньги. Это не электронный билет. Может, на какой-то процент это улучшит, но не компенсирует затраты и вложенные средства в техническую базу», – резюмировал Владимир Наумов.
Напомним, аналитики портала выяснили, как менялась стоимость проезда в киевском транспорте.
Ранее мы сообщали, что в социальных сетях думают о подорожании проезда в столице.
Также «Слово и Дело» разбиралось, что по поводу тарифов на проезд в транспорте обещают чиновники.
Хотите обсудить материал? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.