Южанина не исключает, что законопроекты об авто на еврономерах примут до нового года

Сегодня последний день, когда Верховная Рада может принять изменения в Бюджетный кодекс, в частности относительно машин на иностранной регистрации и введения налога на выведен капитал. Поэтому вчера владельцы бывших в употреблении иномарок на еврономерах блокировали правительственный квартал Киева, требуя отменить право полиции проверять авто по таможенной базе и внести в повестку дня на рассмотрение Рады законопроекты главы налогового комитета Верховной Рады Нины Южаниной по либерализации растаможки «евроблях». Решат ли эти законодательные инициативы существующие проблемы с ввозом подержанных иномарок в Украине, в эфире UMN обсуждали журналист Роман Скрыпин и представитель «АвтоЕвросилы» Дмитрий Юмаев, народный депутат Владимир Парасюк, а также Нина Южанина, которая присоединилась к разговору по телефону.

Старые иномарки на еврономерах начали массово появляться в Украине из-за дыр в законодательстве. Сейчас в стране, только по официальным данным ГФС, ездят почти 477 тысяч 500 автомобилей с иностранной регистрацией, из них более 317 тысяч – с истекшим сроком транзита или временного ввоза. Глава парламентского комитета по вопросам налоговой политики Нина Южанина инициировала законопроекты «О налогообложении акцизным налогом легковых транспортных средств» и «О ввозе транспортных средств на таможенную территорию Украины».

Первый законопроект предлагает ввести новые правила начисления акцизного налога на иностранные автомобили, а второй – усилить ответственность за нарушение транзита или временного ввоза иностранных авто. Предполагается, что «евробляхи» нельзя будет передавать в пользование другим лицам, использовать для получения дохода, в частности в качестве такси. Штрафы будут достигать 8500 гривен, а за повторные нарушения – 170 тысяч гривен. Изменятся штрафы и за нарушение сроков временного ввоза автомобилей.

По словам Дмитрия Юмаева, владельцы «евроблях» не в восторге от предложений Южаниной, но все равно настаивают на их скорейшем рассмотрении в парламенте.

«Мы хотим, чтобы законопроекты внесли в повестку дня на рассмотрение и приняли в первом чтении до нового года. А потом все нюансы мы будем дорабатывать с госпожой Южаниной и комитетом», – отметил он.

Сама Южанина по телефону сообщила, что законопроекты вполне могут быть приняты в первом чтении.

«Я считаю, что завтра мы будем рассматривать их в первом чтении. Это означает, что владельцы таких автомобилей должны готовиться к растаможиванию, приводить автомобили в надлежащее техническое состояние, чтобы пройти регистрацию. Если мы не рассмотрим законопроекты, то будем ждать правки осенью и потеряем время для того, чтобы нормально в летне-осенний период дать людям возможность провести эти процедуры», – сказала она.

Скрыпин поинтересовался, почему нардепы не хотят в предложенных законопроектах использовать европейскую практику по ввозу подержанных автомобилей, в частности опыт Польши.

«Для того, чтобы вывезти автомобиль за пределы ЕС, растаможить его и заплатить за первый год все обязательные платежи при регистрации, сумма на сегодня составляет, по предложенному законопроекту, 3 тысячи 947 евро», – ответила Южанина.

Не согласившись с нардепом, Скрыпин рассказал историю львовян, которые привезли старый «Запорожец» в Польшу и растаможили его за 300 долларов, проведя весь необходимый технический осмотр. И потом, когда пытались ввезти авто назад в Украину, цена за растаможку выросла до 3 тысяч долларов.

Южанина сказала, что слышала эту легенду и не хочет ее комментировать, отметив, что собственные расчеты берет из официальных источников.

«У меня есть законодательство Польши. Я работала через наш МИД со всеми посольствами для того, чтобы получить на сегодня действующее законодательство. Кроме того, я попросила ГФС, чтобы они еще раз перепроверили у контролирующего органа каждой страны, действуют ли эти ставки, не ошибаемся ли мы. Поэтому те расчеты, которые предоставлены в моей статье в отношении Польши, соответствуют действующему законодательству. Я не хочу больше ничего слушать. Потому что это самообман. Вы понимаете, что каждая европейская страна защищается от ввоза автомобилей старше 10 лет?», – поинтересовалась депутат.

Что касается популярных в Украине авто из Литвы, которые попадают в эту страну из других европейских государств, Южанина сообщила, что несмотря на отсутствие акцизной пошлины, ввоз такого авто будет стоить несколько тысяч евро.

«Что касается Литвы, то у них по всем автомобилям отсутствует акцизный налог. Существует другое: въездная пошлина – 500 евро, налог на добавленную стоимость – 1155 евро, а это больше, чем у нас. И общая сумма ввоза, например, пятилетнего автомобиля с двигателем объемом 2,200 кубических метров составит 2 тысячи 335 евро», – сообщила Южанина.

При этом нардеп отказалась сообщить, на каком авто ездит сама: «О моем автомобиле уже вся Украина знает, и я не хочу об этом говорить. Посмотрите в декларации».

Достаточно жестко оппонирует Нине Южаниной нардеп Парасюк: «В Раде зарегистрировали еще два альтернативных законопроекта. Я спросил у Южаниной, почему она настаивает на внесении на рассмотрение законопроекта о санкциях против «евробляхеров», а растаможку – не вносит. Ответ на вопрос: «Мы хотим все урегулировать». Вы хотите у людей все забрать и ничего не дать взамен. Так не будет!».

По словам Парасюка, законопроект Южаниной не предусматривает какого-то облегчения при растаможивании подержанных иномарок, а наоборот, приведет к еще большему подорожанию. Но даже если кто-то согласится на таких условиях завозить старые машины, то в этом же проекте закона не прописан механизм, как их легализовать, впрочем, как и те авто, которые уже были ввезены ранее.

Напомним, «Слово и Дело» писало об опыте Молдовы в вопросе растаможивания и легализации старых машин из ЕС.

Также мы подсчитали, сколько денег потерял бюджет от нерастаможенных иномарок в 2017 году.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО