В свой последний, завершающий президентскую пятилетку год Петр Порошенко вступил решительно и многообещающе. Скрипнули зубами даже самые верные сторонники. Объяснять, почему стране нужен второй срок Порошенко, и до того было непросто.
Все, конечно, заметили неуклюжую попытку торпедировать Высший антикоррупционный суд с помощью хитрой поправки, и понадобились новые усилия Запада и Кристин Лагард, в частности, чтобы привести президента в чувство. Госдеп даже выступил с отдельным заявлением, в котором выразил надежду, что все-таки будут предприняты шаги, которые помогут «свести на нет коррупцию, которая угрожает национальной безопасности Украины, ее благосостоянию и демократическому развитию». Звучат такие заявления все более язвительно, но, возможно, это только кажется.
Чтобы никто даже не сомневался в бескомпромиссной позиции Петра Алексеевича относительно антикоррупции, он назначил аудитором в НАБУ своего доброго друга Павла Ивановича, который не проходит по квалификационным требованиям к кандидатам на эту должность, да и вообще является потенциальным клиентом НАБУ по итогам своей деятельности во главе Донецкой обладминистрации. Но если Жебривский нравится Порошенко, кто мы такие, чтобы крутить носом?
Бизнес, перед которым гарант божился внести выстраданный законопроект о налоге на выведенный капитал, в очередной раз убедился, что президенту верить – себя не уважать. Если Порошенко таким нестандартным образом воспитывает в отечественных предпринимательских кругах самоуважение и вынуждает накачивать гражданские мускулы, тогда, конечно, ладно.
В Армению отправился послом бездарный и трусливый генерал, но и этому ведь есть какие-то рациональные объяснения с самых что ни на есть государственнических позиций. Например, главнокомандующему, который обзирает поле боя с орлиной высоты, понадобилось укрепить отношения с кланом Литвинов, а то, не дай боже, они испортятся и реформаторский курс Украины пойдет под откос. Просто нам не все известно, да и бережет нас глава государства от неприятной информации, сам разруливает тупики, разрубает узлы и улаживает щекотливые вопросы, о чем сообщит нам в своих мемуарах не раньше, чем через тридцать лет, и тогда те, кто доживет, все поймут и простят.
Тридцать лет не пришлось ждать, чтобы узнать, что в Фейсбуке Петр Порошенко скрывался под ником Peter Lions c мультяшным Питером Пэном на аватарке. Никакого греха в этом, конечно, нет, как не оказалось и каких-то разоблачительных деталей в поведении президента в соцсетях. Не Трамп совершенно. Скучно и заурядно. Но ведь это тоже важная информация о лидере, который все грозит нас приятно удивить решительными прорывами, верно?
По итогам первых недель июня 2018 года возникает впечатление, будто президент специально усугубляет сомнения в своей дальнейшей государственной пригодности. Словно отходит подальше назад для разбега, чтобы осенью прыгнуть далеко вперед, оставляя позади конкурентов с разинутыми ртами. Однако все, даже страничка в Фейсбуке, говорит о том, что Порошенко не из тех, кто удивляет, даже скандальным образом. Скорее прогнозируемо разочаровывает.
А у избирателей отсутствует опция при выборе «своего» кандидата выбрать какую-то его часть. Например, Олег Ляшко – гений коммуникации, но голосуя за него, мы получаем и прочие его неотъемлемые части. «Новый курс» Тимошенко нельзя купить отдельно от бурной биографии Юлии Владимировны, а полковника-интеллектуала Гриценко придется брать с полным отсутствием признаков готовности к бурной жизнедеятельности. Вот и Порошенко, лучший, как любят указывать его обиженные сторонники, президент Украины, неотделим от своей ненадежности и заурядности.
Питер Пэн – мальчик, который ни за что не хотел взрослеть. Очень мило, что Порошенко решил именно его выбрать в качестве альтер-эго в социальных сетях. Только вот у Украины нет важней и неотложней задачи, чем как можно скорее повзрослеть. Странно ли, что и в этом страна расходится со своим президентом, который хочет править еще и еще.
Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»