Если народные депутаты примут законопроект о внесудебной блокировке сайтов, который Верховная Рада включила в повестку дня, то, помимо того, что Украина скатится до уровня Северной Кореи, это отнюдь не поможет в борьбе с российской пропагандой, а приведет к нарушению прав украинцев на доступ к информации и расправе над СМИ.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» сказала эксперт «Реанимационного пакета реформ», юрист Злата Симоненко. Напомним, нардеп Ольга Червакова сообщила, что парламентарии намерены поставить на голосование законопроект «По противодействию угрозам национальной безопасности в информационной сфере», внесенный Иваном Винником, Дмитрием Тымчуком и Татьяной Чорновол.
По ее мнению, такими угрозами предлагается считать «оказание воздействия на принятие решений или совершение или несовершение действий органами государственной власти или органами местного самоуправления, должностными лицами этих органов, объединениями граждан, юридическими лицами». Авторы законопроекта называют такие действия частью «технологического терроризма».
Согласно законопроекту, СБУ предоставляется право без решения суда блокировать доступ к любому информационному ресурсу. Основанием для этого может быть не только решение суда, но и решение прокурора, следователя, согласованное с прокурором, или решение СНБО.
«С точки зрения международного законодательства, прозрачности государственной власти и Конституции Украины, это является прямым нарушением прав человека. Во-первых, только суд может контролировать вопросы соблюдения прав как юридических, так и физических лиц, публикующих информацию. У нас законодательно задекларирована свобода слова и никто не может ограничить человека в выражении своих взглядов. Во-вторых, законопроект не прописывает критерии, по котрым информация может быть признана тероризмом», – считает Симоненко.
По ее мнению, принятие законопроекта приведет к ситуации, аналогичной с санкциями от СНБО против бизнеса, чья работа сейчас фактически блокируется без обяъснения причин.
«До сих пор ни одно должностное лицо сегодня не объяснило критерии, по которым компании вносять в санкционный список. Фактически, это инструмент рейдерского коммуницирования с предпринимателями», – отметила юрист.
К тому же подобные законы позволяют государству навязывать свое мнение СМИ по любым вопросам. Несогласные попросту не будут иметь инструмента выражения своего мнения. К тому же законопроект направлен на ограничение права человека на доступ к информации и на свободное распространение своего мнения. Этот законопроект может привести к резонансным событиям в Украине. Мы долгое время боролись за право слышать и читать не только то, что декларируется властью. А сегодня мы, по сути, возвращаемся в 2009-2010 годы, когда запрещались или блокировались публикации в СМИ.
Если же предположить, что законопроект направлен на борьбу с росийской пропагандой, то, по словам Симоненко, это не делается путем блокировки сайтов.
«Борьбе с пропагандой возможна в условиях, когда все информационные ресурсы и телеканалы, в том числе и национальные, нормально работают. «Первый Национальный», который транслируется во всех уголках Украины, не должен просить у государства деньги, потому что государство само должно быть заинтересовано в его нормальной работе. К тому же давно пора структурировать те инфомресурсы, которые в Украине. А то получается, что если власть не устраивает какое-то издание, которое пишет о коррупции, то его можно заблокировать, при этом каналы, транслирующие концерты из Российской Федерации, не трогают, потому что они платят налоги», – отметила она.
По мнению Златы Симоненко, прежде чем вводить понятие «технологический терроризм», необходимо определить четкие критерии по которым статья, публикация или программа на телеканале может подпадать под них. СМИ должны знать правила игры и понимать, за что они могут быть заблокированы.
Ранее мы писали, что депутаты хотят разрешить блокировку сайтов без решения суда.
Также «Слово и Дело» сообщало, что в Ровно сожгли редакцию сайта о коррупции.