У нас есть органы, которые расследуют финансовые экономические преступления, – Департамент защиты экономики Нацполиции, Налоговая милиция, которая является полулегальной, поскольку была ликвидирована. Раздел из Налогового кодекса еще в декабре 2016 года исключили, а вот в УПК она осталась, поэтому действует в полулегальном статусе. Также есть СБУ, которая имеет экономическую контрразведку.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал специалист Ассоциации УМДПЛ Евгений Крапивин, оценивая создание в Украине Бюро финансовой безопасности.
«Идея образования Нацбюро финбезопасности в том, чтобы объединить три подразделения различных вышеназванных органов в один. Предложены три законопроекта. Законопроект №8157 «О Национальном бюро финансовой безопасности Украины» Нины Южаниной и альтернативные №№ 8157-1, 8157-2 Журжия и Остриковой соответственно», – отметил Крапивин.
По его словам, все три документа имеют разные модели.
Например, законопроект Остриковой – это вообще бывший законопроект о финансовой полиции, но он переработан. Законопроект Журжия, уточнил эксперт, фактически переработанный и измененный документ Данилюка, который еще в статусе министра финансов готовил проект закона, но его не поддержал президент из-за определенного конфликта.
«На выходе это классический орган досудебного расследования, у которого есть следователи, которые расследуют экономические преступления. В первую очередь уклонение от уплаты налогов, фиктивное предпринимательство и растрату имущества руководителем организации. По сути, три статьи – основные, по которым расследуют сейчас маски-шоу», – пояснил Крапивин.
Он добавил, что Южанина предлагает еще и спецназ, другие два документа – нет.
По его словам, все они декларируют, что модель расследования будет более аналитической, а не силовой, то есть в НБФБ будут аналитики, которые сначала собирают информацию по всем государственным реестрам, открытой информации в СМИ, дальше, если есть основания, уже начинают проводить классические уголовные действия – обыски, временное изъятие имущества.
«Сейчас Налоговая милиция, не разбираясь, просто регистрирует производства, приходит, проводит обыск, изымает все подряд и получает решение на это от суда. Кстати, затем изьятое имущество может лежать и полгода, а соответственно, если это малый бизнес, то он парализован, потому что просто не на чем работать», – констатировал эксперт.
Новый орган отказывается от такого силового сценария, идет в сторону аналитического, но по факту у Южаниной остаются спецподразделения физической безопасности, что не очень соответствует концепции, обратил внимание Крапивин.
Он подчеркнул, что фактически полномочия такие же, как у Налоговой милиции и Департамента защиты экономики, но будет другая модель расследования – не просто следователи, а рядом с ними еще и аналитики.
При этом, по его словам, новый орган может иметь право на прослушивание, но только по решению суда, и технически это будут делать Служба безопасности и Нацполиция.
«Сейчас это единственные органы, которые могут сами прослушивать. Никто не хочет давать прослушку ни ГБР, ни НБФБ», – резюмировал Евгений Крапивин.
За что фракции готовы голосовать 19-22 июня – в нашем материале по ссылке.