Азовский кризис: стоит ли Украине ждать вторжения с моря

Денис Поповичжурналист

На Азовском море сложилась напряженная ситуация в связи с агрессивными действиями России. Москва усиливает свое военное присутствие, осуществляет задержания и досмотры иностранных судов, следующих в Мариуполь и Бердянск. По мнению экспертов, действия РФ могут свидетельствовать о подготовке к высадке морского десанта на азовское побережье с целью создания сухопутного пути в Крым. Стоит ли ждать такого развития событий и чем может ответить Украина?

Задержания и досмотры

Кризис на Азовском море начался еще в середине мая – 18 числа российская сторона выдала предписание о запрете входа судов в воды Азовского моря в районе Бердянска и Мариуполя до 23 мая. Причиной назывались учебные стрельбы. Площадь запретного участка составляла около 2 тысяч квадратных километров.

Стрельбы, впрочем, так и не состоялись, зато уже 19 мая российские пограничники начали останавливать и досматривать суда, следующие в торговые порты Бердянска и Мариуполя и обратно. Досмотры продолжались по нескольку часов, существенно затрудняя зарубежный трафик в эти порты, которые являются крупнейшими на Азовском море.

Россия продолжила эту практику и после 23 мая. В отдельные дни, по данным руководителя проекта «Майдан закордонних справ» Андрея Клименко, который в Facebook внимательно отслеживает ситуацию на Азовском море, «улов» россиян составлял по 7-8 иностранных судов.

Например, вечером 3 июня приблизительно в 25 морских милях на юг от Бердянской косы был задержан хорватский сухогруз SOUTHERN BREEZE, который шел в Мариуполь и был вынужден простоять 4 часа, прежде чем ему разрешили продолжить движение. Причем, по данным Клименко, «хорвата» остановили уже во второй раз.

Уже 4 июня в 02:30 был задержан сухогруз SELECTA, принадлежащий украинскому собственнику. Он простоял три часа. В тот же день приблизительно с 19:30 и до 21:10 досматривался турецкий балкер NAVIN HARRIER, а 5 июня ночью на два часа был остановлен болгарский сухогруз EVALUNA с украинским экипажем, следующий из Бердянска в Стамбул. По свидетельствам очевидцев, опрашивая украинских моряков, российские пограничники особо интересуются тем, служил ли этот человек в АТО, и если да, то в составе каких воинских формирований.

Шантаж и вода

Действовать столь нагло в акватории Азовского моря российским военным позволяют межгосударственные соглашения между Украиной и Россией, которые действуют до сих пор, несмотря на войну. Это соглашение по рыболовству от 1993 года, а также Договор о совместном использовании Азовского моря и Керченского пролива, заключенный в 2003 году. Согласно этому документу, Азов является внутренним морем России и Украины. В нем нет 12-мильной зоны территориальных вод, а любой торговый или военный корабль под флагом РФ и Украины, который используется в некоммерческих целях, может свободно перемещаться в водах Азова.

Разумеется, это положение не касается иностранных судов, которые, собственно говоря, и задерживаются. По мнению Андрея Клименко, действия российских пограничников в районе Бердянска и Мариуполя направлены на то, чтобы вынудить судовладельцев отказаться от работы с этими портами.

Эта причина носит сугубо экономический характер: в случае сокращения трафика порт может закрыться. Это повлечет за собой сокращение рабочих мест, социальное напряжение, а также убытки различных структур, завязанных на работе порта, ведь в этом случае логистика доставки грузов существенно усложняется. Проблемы социального напряжения особенно актуальны для Бердянска, где порт дает работу многим жителям города.

Также, по данным группы «Информационное сопротивление», действия россиян в Азовском море являются банальным шантажом, чтобы заставить украинскую сторону сесть за стол переговоров по поводу возобновления поставок пресной днепровской воды в Крым по Северо-Крымскому каналу. Как известно, Украина перекрыла эти поставки в связи с аннексией полуострова. Окончательно поток был закупорен в 2017 году, когда на административной границе с Херсонской областью появилась дамба, которая перекрывает воду в Крым, позволяя при этом обеспечивать поливом фермерские хозяйства в Херсонской области.

В итоге в Крыму сложилась катастрофическая ситуация с водоснабжением. Так, 2 июня оккупационные «власти» Крыма даже объявили чрезвычайную ситуацию в Красногвардейском, Первомайском, Нижнегорском и Советском районах полуострова в связи с засухой.

Есть и еще одна причина – месть россиян за задержание сейнера «Норд» с керченской регистрацией 25 марта. Судно было задержано украинскими пограничниками за нарушение порядка убытия из оккупированного Крыма и отконвоировано в Бердянск. К слову, 25 мая жителям Бердянска начали приходить странные смс-сообщения с призывом устроить акции протеста для освобождения сейнера. «Пусть отдадут это корыто россиянам и мы снова сможем рыбачить в море», – говорилось в смс. Это является еще одним свидетельством того, что российская сторона стремится раскачать ситуацию в регионе.

Угроза с моря

Зачем это нужно? По мнению координатора ИС Константина Машовца, никто в РФ не забыл идею создания «сухопутного моста» в Крым. Для этого Россия формирует предпосылки для осуществления морского десанта на азовское побережье. Для этого может быть проведена комбинированная операция: российские военные форсируют Таганрогский залив и при поддержке авиации атакуют район Мариуполя с моря. Одновременно противник атакует украинские части в зоне проведения ООС – на приморском участке и на юге Донецкой области. «В таком случае удержать сам Мариуполь и районы к югу от Донецка украинской группировке будет гораздо сложнее, чем в условиях только наземных боевых действий», – полагает Машовец.

Сил для этого у россиян вполне достаточно. По мнению Машовца, в такой комбинированной операции могут быть задействованы до 120 самолетов типа Су-24, Су-34, Су-25, а также до 35 ударных вертолетов Ми-28, Ка-50 и Ка-52. Имея подавляющее преимущество в воздухе, Россия имеет его и на море. Корабельно-катерная группировка российских пограничников состоит из 16 кораблей с артиллерийским вооружением и более чем 30 быстроходных катеров, вооруженных пулеметами.

Более того, эта группировка недавно была усилена. Как сообщил американский аналитик Пол Гобл, в последние две недели РФ без лишнего шума перебросила на Азов пять кораблей Каспийской флотилии, мотивируя это необходимостью улучшить оборону Крыма от возможного нападения со стороны Украины. Еще раньше, 23 мая, Андрей Клименко сообщил о переброске с Каспия на Азов двух речных бронекатеров АК-201 и АК-248 проекта 1204 («Шмель») и одного катера АК-326 проекта 1400М («Гриф»). На переходе из Ростова их сопровождал рейдовый водолазный катер РВК-933 проекта 23040.

Отметим, что бронекатера проекта 1204 имеют довольно мощное ракетно-артиллерийское вооружение в виде 76-мм орудия со спаренным 7,62-мм пулеметом. На борту у этих кораблей имеются также 17-ствольные 140-мм пусковые установки неуправляемых ракет и зенитное вооружение, включая ПЗРК «Стрела-2М». Катера же «Гриф» вооружены крупнокалиберными пулеметами.

Не исключено, впрочем, что Гобл и Клименко имели в виду одни и те же корабли. Но в любом случае, на сегодня трудно представить ситуацию, при которой Украина попыталась бы отбить Крым силой. Поэтому подкрепление с Каспия – это создание предпосылок для успешного десанта на азовское побережье.

В связи с этим возникают аналогии с 2014 годом, когда после Олимпиады в Сочи РФ начала процесс аннексии Крыма. Сейчас в июне-июле в России пройдет Чемпионат мира по футболу, после которого можно ожидать каких-то действий на Азове. С другой стороны, грозить – не значит решиться. Ведь комбинированная десантная операция потребует таких сил и средств, которых нет у боевиков «ДНР». Но в таком случае скрыть российское военное вторжение от мирового сообщества будет уже невозможно. Это грозит Кремлю новой волной экономических санкций, чего в Москве как раз хотели бы избежать, изо всех сил стараясь «заморозить» конфликт в Украине и не стремясь к новым виткам эскалации.

Симметричный и ассиметричный ответ

Чем может ответить Украина? Во-первых, на прошлой неделе семь кораблей и катеров Морской охраны Погранслужбы провели боевое слаживание, в ходе которого велись учебные стрельбы, отрабатывались совместные действия в бою и вопросы отражения атак диверсантов. По мнению Андрея Клименко, украинские пограничники также могли бы организовать сопровождение иностранных торговых судов, чтобы помешать остановкам и досмотрам.

Также украинская боевая авиация начала облеты береговой линии Азова. В частности, на выходных отдыхающие на пляжах в Кирилловке в Запорожской области видели штурмовики Су-25, пролетающие над кромкой прибоя на сверхнизких высотах. Кроме того, 3 июня стало известно, что украинская сторона сама закрыла три участка Азовского моря для проведения зенитных и артиллерийских стрельб. Запрет будет действовать до 1 сентября.

Примечательно, что одна из зон захватывает район Новоазовска и Седово, то есть береговую линию, подконтрольную боевикам «ДНР». Как известно, с мая 2014 года у боевиков существует так называемая «азовская флотилия», некоторое количество баркасов с установленными на них пулеметами. Совершенно не исключено, что мы увидим занятие украинскими военнослужащими «серых зон» уже на Азовском море, а к концу учений «азовская флотилия» боевиков перестанет существовать…

Андрей Клименко также рекомендует ряд законодательных шагов. По его словам, Украина должна денонсировать соглашения от 1993 и 2003 годов. «Параллельно необходимо объявить в Азове территориальное море, внутренние воды и исключительную морскую экономическую зону, а также уведомить об этом международные организации. Также необходимо приказать пограничникам и вооруженным силам взять под охрану территориальные воды Украины в Азовском море (то есть 12-мильную зону), в том числе обеспечить ее морское патрулирование силами Мариупольского отряда Морской охраны», – предложил, среди прочего, Клименко.

Пока эти шаги не сделаны, государственной границей на Азове фактически является кромка прибоя, которую и патрулируют сейчас украинские боевые самолеты

Денис Попович, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО