Пока Верховная Рада и Администрация Президента пытаются создать Антикоррупционный суд в Украине, появилась инициатива в противовес. Название красноречивое – «Народный трибунал». Что это за структура и кто ее создал, в эфире UMN обсуждали ведущей Роман Срипин и сокоординатор «Общественной системы» Виктор Жердицкий.
По словам гостя студии, идея создания «Народного трибунала» возникла тогда, когда стало понятно, что после Майдана все хорошие инициативы, которые реализовывались по разным общественным организациям, не дали результата.
«Мы четыре года искали механизм, который бы помог организовать все это рассеянное, с гетманскими амбициями разношерстное и разновекторное гражданское общество. Так возникла идея создания «Народного трибунала». Это одно из направлений работы «Общественной системы», цель которой – организовать гражданское общество в Украине в противовес олигархической системе», – пояснил Виктор Жердицкий.
По его словам, «Народный трибунал» – это организация гражданского общества, у которой есть две основные задачи. Первая – объявить и признать преступниками тех должностных лиц Украины, которые совершали преступления против украинского народа на протяжении всего периода Независимости. Второе – «Народный трибунал» должен расставить все точки над и сориентировать общество в каком направлении надо двигаться.
«Минские договоренности – это добро или зло? Работа в Украине российских СМИ – это добро или зло? А работа российских организаций, которые пропагандируют то, что они пропагандируют? Четкие оценки должны дать специалисты и моральные авторитеты, которым доверяет наше общество», – считает он.
Правда «Народный трибунал» не имеет никаких полномочий для того, чтобы, например, бороться с той же коррупцией.
«Именно так и будут нам говорить оппоненты. «Народный трибунал» создан в противовес Антикоррупционному суду, который ничего не сделает и ничего не изменит. Что у нас может сделать НАБУ или САП? Антикоррупционный суд президента Порошенко заставил создать Запад. До сих пор не решили, кто будет иметь право вето на кандидатов в судьи этого суда. Потому что президент хочет иметь влияние на эту структуру. Или, хотя бы оттянуть начало работы Антикоррупционного суда», – сказал Жердицкий.
Даже если Антикоррупционный суд, наконец, появится в Украине и начнет работать, то функционировать он будет примерно так же, как и НАБУ, убежден он.
«Надо менять всю систему – от президента, со всеми силовиками и чиновниками, до председателя сельсовета. Только тогда мы увидим реальные плоды борьбы с коррупцией. Но даже в новых структурах всегда находится возможность повлиять на руководство в пользу олигархической системы», – отметил Жердицкий.
Антикоррупционные суды и ранее создавались в неразвитых странах мира. О различном опыте работы и эффективности этих учреждений в мире можно узнать из инфографики портала «Слово и Дело». Из четырех моделей антикоррупционных судов наиболее интересная для нас –это суд первой инстанции, который сейчас действует в 8-ми странах. Предполагается, что в Украине Антикоррупционный суд будет создан по такой же модели. У него приоритетная юрисдикция в делам коррупции. Апелляционные жалобы рассматриваются в Верховном суде.
По такой модели работают суды в двух европейских странах: Хорватии и Словакии. Если посмотреть на индекс восприятия коррупции в этих странах с момента создания судов и до 2016 года, то Хорватия за 9 лет опустилась с 62-го «коррупционного» места на 55-е и это весьма ощутимый результат. В Словакии за 8 лет более скромные показатели – всего два пункта, но надо учитывать, что по уровню коррупции она первоначально находилась в лучшем положении, чем та же Хорватия: с 56-го места страна опустилась до 54-го.
«Все суды должны быть антикоррупционными. Так же как и антитеррористическими, антиворовскими и так далее», – считает один из создателей« Народного трибунала ».
Напомним, мы писали, что Порошенко перенес сроки создания Антикоррупционного суда.
Как Верховная Рада пыталась рассмотреть неотложный президентский закон об Антикоррупционном суде, читайте в нашем материале.