Столичных жителей вчера ждали неприятные новости: «Киевпастранс» может повысить стоимость проезда в наземном коммунальном транспорте до 8 гривен (с 4-5). Как говорится в финансовом плане предприятия, по итогам года это может принести более 1 миллиона гривен дохода от перевозки пассажиров.
В столице это не первое и, очевидно, не последнее повышение тарифов на проезд. В начале года подорожали маршрутки, а если повысят стоимость проезда в коммунальном транспорте, то цена на проезд в них может еще вырасти. Регионы повышение также не обошло стороной: с марта в Харькове стоимость проезда в метро, троллейбусах и трамваях увеличилась с 4 до 5 гривен.
«Слово и Дело» разбиралось, что относительно тарифов на проезд в транспорте обещают чиновники.
В 2014 году, планируя повысить цену на проезд в столичном метро, мэр Виталий Кличко обещал, что это сделают только после консультаций с общественностью. «Мы сделаем все, чтобы социально незащищенные слои населения не почувствовали этого давления. Все остальные получат объяснения формирования цены, обоснования повышения цены на проезд в общественном транспорте Киева», – отметил мэр. Через несколько дней в интернете для получения замечаний и предложений был размещен проект распоряжения горадминистрации.
Аналогичное обещание давал глава Львовской областной администрации Олег Синютка: в конце 2016 года он заявил, что без общественного обсуждения тарифы на маршрутные перевозки менять не будут. Позже стало известно, что стоимость проезда повысится на 30-40%. Общественные слушания на эту тему были проведены 11-13 января прошлого года во всех районах области.
Не хотел повышать тарифы на проезд в Тернополе городской голова Сергей Надал. «Городской совет не допустит увеличения стоимости проезда в маршрутных такси. Индексация тарифов не должна отобразиться на уровне жизни тернопольцев. Стоимость проезда в городском транспорте не может увеличиваться пропорционально возрастанию цен на горюче-смазочные материалы», – сказал Надал и посоветовал перевозчикам оптимизировать свои траты. В итоге стоимость проезда в городе в 2014 году не повышали.
Одесский мэр Геннадий Труханов не справился со своим обещанием не повышать стоимость проезда в маршрутках. Такое обещание он дал в ноябре 2014 года, а уже через несколько месяцев стоимость проезда возросла до 5 гривен. По словам вице-мэра Олеся Янчука, автоперевозчики со своей стороны обещали повысить качество предоставляемых услуг.
Мэр Херсона Владимир Миколаенко аналогичное обещание выполнил. В 2015 году цена на маршрутки не повышали. Однако глава транспортной комиссии горсовета Егор Устинов заявил, что предприятия Херсона, занимающиеся перевозкой пассажиров, могут обанкротиться, если тарифы на проезд в общественном транспорте не поднимут. При этом Миколаенко был против, в феврале 2016 года он заявил, что проезд в троллейбусах не подорожает: «Могу заверить, что цена 1,25 гривны будет сохранена». Однако из-за угрозы того, что на техническое обслуживание транспорта не будет хватать средств, тарифы все же пришлось повысить. Они возросли вдвое, кроме того, подорожали проездные. Мэр старался, но обещание не выполнил.
Руслан Марцинкив в прошлом году также не хотел повышать тарифы на проезд в Ивано-Франковске. Он заявил, что исполнительный комитет не будет поддерживать рост тарифов с 4 до 5 гривен. В начале 2018 года в СМИ появились сообщения о возможных забастовках перевозчиков из-за отказа повысить стоимость проезда. При этом Марцинкив заявил, что перевозчики не выполняют тех условий, которые были предусмотрены при повышении тарифов до 4 гривен. «Еще раз убеждаюсь, что развитие коммунального транспорта – единственный путь для нашего города», – подчеркнул он.
Конфликт с перевозчиками закончился тем, что городской власти все же пришлось пойти на уступки. Стоимость проезда повысили до 5 гривен и до 6 – в вечернее время. По словам мэра, уступить пришлось из-за угрозы исчезновения ряда маршрутов. Однако власти удалось сохранить все льготные поездки.
Напомним, 26 марта в Николаеве водители маршрутных такси устроили забастовку с требованием повысить плату за проезд.
Александра Худякова, специально для «Слова и Дела»